В стране кризис, курсы валют растут как на дрожжах, цены скачут. А что происходит на региональном рынке труда? Не увязнет ли Ульяновская область в болоте безработицы?
Нужны председатели колхозов
Прошедший 2014 год был для регионального рынка труда, можно сказать, благоприятным. Численность безработных сократилась, а в базе данных по трудоустройству появилось много вакансий.
Но в этом году федеральные чиновники стали прогнозировать массовые сокращения. И первая волна должна начаться уже в феврале, вторая — ближе к лету. Причина одна — ухудшение экономической ситуации. По прогнозам, до 40% компаний урежут бюджет и сократят штат.
Эксперты считают, что под сокращение попадут, прежде всего, рекламисты, СМИ, ресторанные и банковские работники.
В Ульяновской области прогнозируют сокращение туристических агентств и строительных контор. Возможны сокращения бюджетников.
Но, несмотря на это, будет развиваться производственная сфера, а в связи с этим будут востребованы высококлассные инженеры. Особенно на предприятиях заволжской промзоны. А если в регионе начнется реальное импортозамещение продовольственных товаров исключительно на свои, то понадобится большое число аграриев, сельхозруководителей, типа бывших председателей колхозов. Без дел не останутся агрономы, ветеринары и прочие специалисты.
Борьба с безработицей
Что сейчас происходит на рынке труда в Ульяновской области?
— В регионе создана межведомственная рабочая группа, которая не только отслеживает изменения, но и действует на упреждение, своевременную выработку мер по недопущению значительного ухудшения показателей безработицы. Положение дел на рынке труда региона пока стабильное, но есть прогнозы экспертов и отдельных представителей Правительства РФ относительно возможного ухудшения ситуации, — отметил губернатор Сергей Морозов.
На 2015 год в федеральном бюджете на борьбу с безработицей предусмотрено более 52 млрд рублей. Средства пойдут на временную занятость, трудоустройство работников организаций, находящихся под риском увольнения, на опережающее профобучение, а также на стимулирование занятости молодёжи в социальных проектах и социальную занятость инвалидов.
— Мы можем рассчитывать в этом году на получение федеральной субсидии в размере 500-600 миллионов рублей. Учитывая условия софинансирования, в областном бюджете на реализацию антикризисных мероприятий в сфере занятости населения необходимо предусмотреть 25-30 миллионов рублей, — сказала замминистра здравоохранения и соцразвития области Екатерина Сморода.
Сейчас в Ульяновской области порядка 3 133 официальных безработных. Рост есть. И всё же уровень безработицы невысок.
Хуже всего дела обстоят в Засвияжском районе Ульяновска, Новоульяновске, Сурском и Новомалыклинском районах.
В банке вакансий насчитывается порядка 6,5 тыс. рабочих мест. Плюс каждый месяц появляются новые рабочие места в районах. Лидирует в этом Заволжский район Ульяновска. Там больше всего новых предприятий.
Недостаточно работают по созданию новых рабочих мест в Базарносызганском, Мелекесском и Барышском районах.
— В Ульяновске низкий уровень безработицы, — пояснил руководитель городского Центра занятости населения Валерий Кранцев. — За последнюю неделю в городе на 41 безработного стало больше. Для сравнения, в Приволжском федеральном округе — на 6042 человека. Что касается предполагаемых массовых увольнений на УАЗе (около 3 тысяч человек. — Прим. авт.), то пока говорить об этом преждевременно. Увольнения запланированы на апрель. Завод должен за два месяца уведомить нас об этом, то есть подготовить необходимые документы и списки увольняемых. Пока этого нет. Возможно, после 10 февраля ситуация прояснится.
Плохие вакансии
Есть и другая сторона проблемы. В городе ходят слухи о возможном грядущем сокращении в областной станции переливания крови и других организациях. Якобы работодатели стали применять скрытые рычаги увольнения, типа сокращения рабочего дня или зарплаты.
— Работодатель под предлогом кризиса делает все, чтобы человек сам написал заявление об уходе, — говорит ульяновец Виктор Шепелев. – Конечно, работник вправе обжаловать такие решения. Но вряд ли рядовой ульяновец будет судиться. Ну, выиграет он суд. Но как после этого к нему будет относиться хозяин той же фирмы? Все равно ему придется уйти.
— Банк вакансий — тоже не выход, — рассказывает Ольга Петровская. – Ходила на ярмарку вакансий и не раз. Рабочих мест много, но все они низкооплачиваемые — в пределах 10 тысяч рублей. Как на эти деньги прожить месяц? А вкалывать надо чуть ли не весь день. Людей вынуждают заниматься «шабашкой», то есть работать где-то неофициально.
Кстати, многие эксперты считают, что армия таких неофициальных работников будет только расти.
Джурабек МУРОДОВ
Неэксперт
Если областные и городские власти не желают крупных неприятностей, то должны решить главную для них на данный момент задачу – сохранения рабочих мест с аккуратной выплатой зарплат.
Аноним
поддерживаю! назревает социальный взрыв большинство сокращаемых, например с УАЗа – 30-ти летние хлопцы-выпускники ПТУшек, ранее не мало пробегавших с арматурами по микрорайонам города в целях борьбы за асфальт. Что имеем: у этих людей сейчас уже маленькие дети и дорогущая ипотека. вот этих-то людей и сократят.Что они будут делать? правильно, пойдут на улицу. Ждите взломов авто, поджогов, угонов, разбоев, грабежей, краж. полицаи захлебнутся, не справятся. Тему можно развить, конечно, но в целом вот так все и будет
Бомж
Что-то со статистикой у них явно не то. Процесс пошел полным ходом – именно в феврале-марте будет больше всего сокращений. С кем не поговоришь – одни сокращения. Банковский сектор в котором я работаю режется как минимум на 50% и ситуация так со всеми ульяновскими банками. Госслужащие высвобождаются примерно 20%. Какие 40 человек в неделе – вы шутите.:)