Виктория Чернышева
В Ульяновске заключенные устраиваются на автозавод, будучи еще за решеткой.

В Ульяновске впервые в России на средства предпринимателя создали трудовой центр адаптации заключенных. Помимо социальной составляющей, это еще и вполне успешный бизнес-проект, решающий одну из важных проблем на нынешнем рынке труда – нехватку квалифицированных рабочих рук.

Владимир Сидоров – владелец пяти успешно работающих фирм, поставляющих на предприятия автопрома комплектующие. С ульяновскими колониями он сотрудничает давно: исправительные учреждения имеют собственные пекарни, слесарные и швейные цеха. Спрос на их продукцию был всегда. Но бизнесмен пошел дальше – в буквальном смысле, занялся целевым набором сотрудников.

– Человеку, который попадает в колонию, дают выбор – или быть на обеспечении государства, которое его кормит-поит, или получить конкретную специальность, а затем, выйдя на свободу, и постоянную работу. И, знаете, второй вариант, конечно, выбирают не все – проще не думать о будущем, быть на всем готовом, – рассказывает Сидоров.

Специальности, которые могут получить осужденные, сегодня в дефиците на ульяновском рынке труда: сварщики, слесари, электрики, токари, фрезеровщики. Для одного из предприятий партнеров Владимира Сидорова – по сборке китайских грузовиков и автобусов BAW – они в самой колонии делают фургоны, шьют тенты, изготавливают массу различных комплектующих – в общей сложности, на два миллиона рублей в год. Именно в колониях начали производить продукцию, которая была востребована автопредприятием, но в Ульяновской области ранее не выпускалась. По сути, работниками автозавода колонисты становятся еще будучи за решеткой. А выйдя на свободу, вливаются в коллектив и продолжают заниматься уже знакомым делом. Сидоров оказывает каждому из них необходимую помощь – деньгами на жилье, помощью в оформлении документов и медсправок, а кого-то и защищает от бывших “друзей”, а затем лично отслеживает, как проходит адаптация.

– Когда я вышел на свободу, “товарищи” напомнили о себе, заявили, что я должен им большую сумму. Благодаря Владимиру Владимировичу проблема решилась. Также он помог с жильем – дал ссуду на оплату общежития. Сейчас мы с женой живем на съемной квартире, строим планы на будущее. Она счастлива, что все вышло именно так, – рассказывает слесарь Наиль.

Бывших заключенных готовы трудоустроить далеко не все бизнесмены. Владимир Сидоров вспоминает, что один его коллега, в ответ на просьбу помочь с работой, заявил: “Они же у меня батареи украдут”.

– Но это же люди, которые уже получили определенный опыт, знают, что такое попасть за решетку. Почему к ним должно быть меньше доверия, чем к тем, кто не сидел? – задается вопросом бизнесмен. И делится дальнейшими планами. В этом году он хочет вовлечь в работу по изготовлению автокомплектующих около 300 осужденных, увеличить объемы в десять раз. Если, конечно, не помешает кризис. Но и он преодолим. Не автопром, так другая сфера: по словам Сидорова, сейчас есть спрос на пошив спецодежды, деревообработку.

– В конце концов, в колониях даже мельницы есть, они пекут собственный хлеб, который мы раньше поставляли в сеть местных магазинов, пока она не закрылась, – говорит бизнесмен.

Еще одна идея – открыть мойку и шиномонтаж (городские власти обещали проект помочь – выделить помещение) и создать фермерское хозяйство, с домиками для проживания тех, кто будет там работать. Желание принимать на работу “питомцев” Владимира Сидорова высказывают его партнеры по бизнесу. А он хочет создать “кассу взаимопомощи” – договориться с коллегами-предпринимателями о пожертвованиях, на которые бывший заключенный мог бы жить в первое время, если в этом есть необходимость (а она, как правило, есть всегда). “В колониях находятся такие же люди, как и мы, – убежден он. – Кто сказал, что им не нужен второй шанс?”.

Справка “РГ”
В прошлом году на базе профучилищ на базе исправительных учреждений Ульяновской области среднее профессиональное образование получили 415 осужденных. Еще 115 осужденных обучились в центрах трудовой адаптации исправительных учреждений, непосредственно на производственных участках. За полгода до выхода на свободу они зачисляются в школу подготовки к освобождению.