Судя по всему, теперь для учреждений культуры наступили еще более суровые времена — помимо изображения «получателей культурных услуг» на многочисленных мероприятиях к разнообразным дням муниципального служащего, юбилеям колобка и прочим месячникам патриотизма, теперь чиновникам от культуры на местах придется изображать и душевный трепет получателей услуг.

Вчера на аппаратном совещании в областном правительстве региональный министр культуры Татьяна Ившина впервые публично озвучила один из новых критериев оценки деятельности учреждений культуры – «удовлетворенность качеством услуг», что стало логичным продолжением нового тренда по измерению в культуре неизмеримого, который активно форсируется в последние месяцы.

То, что культура понимается как услуга, давным-давно ни для кого секретом не является. Разницы между отраслью культуры, отраслью машиностроения или отраслью деревообработки с точки зрения оценки эффективности нет — все они оцениваются по целевым индикаторам. Не вызывают недоумения и услуги культуры.

С точки зрения власти культура — это то же самое, что и здравоохранение, правопорядок или образование — распределяемое благо.

Вопрос лишь в тех самых целевых индикаторах. Если существующие методики оценки оперируют конкретно измеряемыми величинами (квадратными метрами, количеством проведенных мероприятий, средней заработной платой и т. д.), то новые предложения выглядят странно — как можно измерить удовлетворенность населения услугами культуры или уровень того, как мероприятие затронуло души и сердца? Методик не существует, а отчитываться надо, ведь возникли эти индикаторы на волне развития патриотизма.

Неправильная отчетность может обернуться серьезными проблемами — патриотизм ведь тоже структурирован и разложен по целевой программе.

На первый взгляд серьезной проблемы все это не создает. Учреждения культуры на местах давным-давно научились рисовать правильную отчетность: находить и приводить на мероприятия целевым образом получателей культурных услуг, проводить сами мероприятия по всем спущенным сверху поводам, обеспечивать охват населения культурой с помощью почты, учитывать посетителей поселковых дискотек, как-то выпрашивать денег на «ремонт культуры» и грамотно оптимизировать бюджетные ставки с целью выполнения указов Путина.

Заколоченный клуб — это отсутствие дискотек и лишение поселка последнего удобного места для проведения свадеб и поминок.

Но ситуация изменилась. Губернатор задал новый тренд по изменению уровня подчинения учреждений культуры. Связано это, очевидно, с изменением полномочий муниципалитетов и поселений, которое еще толком только назревает, но подводные камни которого с точки зрения политических рисков понятны уже сейчас. Речь идет о том, что в чехарде изменений вполне возможны точечные проблемы по обеспечению деятельности учреждений культуры на местах, что явно может вызвать недовольство: заколоченный клуб — это отсутствие дискотек и лишение поселка последнего удобного места для проведения свадеб и поминок. Не грех и подстраховаться.

В результате отрасль культура на местах может столкнуться с серьезными проблемами. С одной стороны при передаче учреждений культуры на более высокие уровни административной иерархии разрушаются налаженные неформальные связи с муниципальной властью, только благодаря которым и возможно исполнение всех существующих индикаторов путем решения вопросов «по месту». С другой же стороны количество индикаторов (причем, непонятных) грозит резко увеличиться. Одними цифрами теперь не обойдешься, надо будет принимать и ревизоров, которые будут оценивать влияние патриотических мероприятий на души и сердца получателей культурных услуг.

Следование новому тренду не было бы проблемой если бы не риск разрушения налаженных механизмов. В существующей реальности все бы легко договорились и решили все вопросы. Глава муниципалитета обеспечил бы наличие в учреждении культуры получателей культурных услуг с видимым высоким уровнем сердечности и духовности в обмен на предоставление здания местного клуба под, например, прием отчетно-выборной конференции партии власти или очередного агитпоезда, а то и просто под поминки. Помогли бы на местах и с наполнением мероприятий — школьники нарисовали бы высокодуховные плакаты «молодой избиратель», баянисты сыграли бы композицию группы «Любэ», а из ближайшего района в обмен на что-то пригнали бы гастролирующий хор старушек.

Одними цифрами теперь не обойдешься, надо будет принимать и ревизоров, которые будут оценивать влияние патриотических мероприятий на души и сердца получателей культурных услуг.

В случае изменения иерархии подчинения неизбежен переходный период. В это время вопросы не могут решаться по причине того, что реальные механизмы взаимодействия еще не отлажены – ведь теперь в схеме появляется третий элемент, которому переподчинят учреждение, с которым тоже надо решать вопросы. Усложнение системы позволяет предположить, что этот переходный процесс может оказаться длительным. А это означает, что новые целевые показатели вводятся явно не вовремя — исполнить их будет тяжело. Но необходимо — ведь в очень многих поселениях нет других нормальных общественных пространств кроме зданий учреждений культуры.

Риск утраты мест для заседаний и сходов из-за невыполнения целевых индикаторов — это и есть истинная движущая сила культуры на уровне поселений. Этот риск будет неизбежно гаситься всеми возможными способами. Но может возникнуть и проблема нехватки ресурсов для этого. Речь идет о одухотворенных получателях культурных услуг, набрать которых для наполнения всех необходимых культурных мероприятий в целом ряде районов не на уровне поселений, а на уровне муниципалитетов, будет трудно. Впрочем, эта проблема решаема — профессиональных получателей государственных благ можно возить по мероприятиям на автобусе.