М.И. Я давно собиралась написать об одном из самых талантливых прозаиков нашего края Александре Фёдоровиче Никонове, и вот, наконец, решилась, потому что мои надежды на то, что это сделает какой-нибудь специалист в области литературы, не оправдались. Более того, за последние годы о наших писателях не вышло ни одной сколь-нибудь значительной публикации, хотя в области имеются несколько филологических кафедр, на которых числятся кандидаты и даже доктора наук. Но они, видимо, все – завзятые снобы, их привлекает возможность с умным видом поразмышлять над творчеством раскрученного лауреата «Большой Книги» и весьма посредственного прозаика Прилепина , чем открыть читателям талантливого русского писателя Никонова, из Димитровграда. Наша нищая интеллигенция воспитана на либеральных ценностях, своего писателя им на дух не надо, будь он даже трижды талантлив. Но мы обойдёмся и без патентованных критиков, ведь вам, Николай Алексеевич, знакомо творчество Никонова, и мнение писателя о писателе, будет гораздо весомее и честнее, чем псевдонаучные изыски литературоведов. Поэтом спрошу сразу о главном: когда вы поняли, что Александр Федорович – это талант, и литература для него не игра, а настоящее дело, которому он отдаёт себя всего целиком?
Н.П. Надо сказать, что Александр Никонов, и все сколь-нибудь значимые писатели в области, да и во всей России, вошли в литературу еще при советской власти, когда требования к творчеству были неизмеримо выше, чем сейчас. Чтобы издать первую книгу, надо было пройти через настоящее испытание словом, которое далеко не каждому удавалось подчинить своему творческому замыслу, чтобы создать цельное художественное произведение – стихотворение, рассказ, повесть… Это не только тончайшая душевно-умственная работа, но кропотливый физический труд. Средний по объёму роман – 20 печатных листов текста или 800 тыс. знаков, большущая гора букв, которые писатель Никонов не видит во время работы, но каким-то непостижимым образом находит именно ту, которая ему в этот момент нужна, и помещает в нужное место. И это должен уметь каждый настоящий писатель. Теперь о твоем, Марина, вопросе. Я прочитал впервые прозу Никонова лет тридцать назад и до сих пор помню этот рассказ, кажется, он назывался «Колодец». Это была проза уже зрелого мастера. Но тогда многие писали добротно, поэтому неизвестному провинциалу напечататься было трудно. Я сразу понял, это основательный писатель добротного русского кроя, которому под силу решение самых сложных творческих задач.
М.И. Что все-таки определяет писателя как самодостаточную творческую личность?
Н.П. На этот вопрос отвечали многие писатели, конечно, это язык. Мне по нраву мнение Фёдора Парфёнова, которое вполне можно отнести и к Никонову: «Язык чувствуется с первой фразы. Вот стоят на базарном прилавке два-три мешка муки, на вид мука одинаковая, белая. Но вот так пальцем возьмешь на язык, пососешь, и обнаружится раз-ница: одна мука сладкая, другая — с легкой горчинкой, третья на¬питана ароматом свежего помола молодого урожая. Вот так и язык». Но Александра Никонова к тому же еще отличает тематическое разнообразие произведений, умение в равной степени художественно изобразить и войну, и мир, и прошлое, и настоящее, и будущее, это ставит его на уровень зрелого мастера прозы, пожалуй, на сегодняшний день лучшего в Ульяновской области, да и во всем Среднем Поволжье.
Чтобы не быть голословным, предлагаю познакомиться с отзывом на творчество Александра Федоровича прекрасного пермского писателя Виталия Богомолова.
Иначе и жить незачем
Тупик уже явственно ощущался. Но существовала ещё огромная страна СССР, выходили большими тиражами толстые журналы. И главный редактор одного из них – «Нового мира» – Залыгин Сергей Павлович организовал Всероссийский семинар «молодых» литераторов, в частности, прозаиков. Проходил этот семинар с 8 по 20 февраля 1989 года в Латвии, в курортной Юрмале, в Доме творчества писателей – Дубулты.
Слово «молодых» я потому взял в кавычки, что таковыми этих начинающих можно было назвать весьма условно, разве что по короткому литературному стажу, ибо у большинства возраст укладывался в диапазон от 30 до 40 лет. Вхождение в литературу тогда не было лёгким…
«Семинаристы» съехались с самых разных областей и краёв: Москва, Вологда, Ярославль, Краснодар, Пермь, Иркутск, Дальний Восток, Чукотка…
А вели семинары такие мэтры литературы, как Владимир Крупин, Сергей Есин, Галина Кострова, Иван Евсеенко (Воронеж), Юрий Стефанович, всех сейчас уже и вспомнить трудно… Сергей Залыгин, несмотря на почтенный возраст – 75 лет, сам активно участвовал в работе семинара, посещал секции, читал рукописи, принимал участие в обсуждении… А по вечерам его номер превращался в студию, куда приезжала скульптор-латышка и лепила из глины его голову… Которую по завершению мне и Николаю Ивеншеву посчастливилось передислоцировать из номера классика в «Запорожец» скульптора. Где-то теперь эта неподъёмная голова, которую мы тогда вдвоём едва удерживали на руках в лифте, боясь, что до низа мы ее не довезём?..
Многие из участников того семинара стали профессиональными писателями, членами Союза писателей, к примеру: Александр Семёнов, Евгений Кузнецов, Николай Ивеншев, Александр Никонов и мн. др.
Но удивительного в этом ничего нет: отбор на местах для участия в данном семинаре был жёстким и многие из приехавших были, по сути, уже состоявшимися литераторами, а некоторые привезли даже книжки. У Александра Драчёва из Вологды, к слову, была книга с предисловием Василия Ивановича Белова. Конечно, выявились сразу и завистники…
На подведении итогов я услышал похвальную оценку романа Александра Никонова из Димитровграда Ульяновской области, который рекомендовали к изданию, как вполне состоявшийся.
Разъехавшись, мы (некоторые из нас) какое-то время друг с другом активно переписывались. Но ворвались в жизнь лихие, криминальные 90-ые, и постепенно переписка зачахла и оборвалась.
Прошлой осенью (2014) случай вывел меня на Александра Никонова. Оказалось, что тот роман, «Побег», ему издать удалось только в 2008 году, почти через 20 лет… А случись это своевременно и судьба писателя, можно сказать с уверенностью, сложилась бы более плодотворно!
Ситуация в писательской среде «от Москвы до самых до окраин» – везде одна: издаться серьёзному писателю нет никакой почти возможности. Предприимчивость и талант редко совмещаются. А нынче без предприимчивости этой самой издаться невозможно. Да и тиражи смешные. И огромный в масштабах страны духовно-нравственный писательский потенциал, способный оказать колоссальное воздействие на воспитание общества – не востребован, вообще предан забвению.
Серьёзная проза, за редким исключением, никому не нужна: ни издателям, ни читателям. Издатели гонят чтиво, на котором можно сделать выгонку адреналина у читателя и заработать деньги. Под это чтиво формируют и вкус ещё оставшегося читательского контингента и его пристрастия.
Теперь о романе «Побег», который Никонов мне прислал недавно, и я его – пусть и с большим опозданием – прочёл с удовольствием. А написан роман, хочется подчеркнуть, в восьмидесятых годах! Интересный сюжет.
В самом начале Великой Отечественной войны, воспользовавшись обстоятельствами и несчастным случаем на лесоповале, из таёжной зоны строгого режима бегут четыре зека: трое из них политические и один уголовник… Одного из политических, по фамилии Кринко, закоренелый уголовник, рецидивист Балабин убивает, о чём двое других беглецов узнают не сразу. Им удаётся уйти от погони, организованной командиром оперативной поисковой группы капитаном НКВД Молочковым, удаётся добраться до города и затеряться…
Все трое пробираются на фронт, но политические, невинно осуждённые Егоров и Коноров, хотят принести пользу отечеству, воевать хотят против фашистов, чтобы очистить родную землю от врага. А вот у Балабина одна мысль – перекинуться к немцам.
Путь их из сибирской тайги до фронта был труден и очень опасен, они пережили массу острейших приключений, сложных перипетий, добрались до родного заволжского села одного из беглецов – Конорова. Здесь им и чудом и рискованной находчивостью удаётся легализоваться, получить каждому справку с нужной печатью у председателя сельсовета Василия Демидыча Хохлова (они доверились ему, открылись, и он их понял), который вместе с ними уходит добровольцем на фронт, а потому не очень-то и рискует, давая такую справку. Даже в самые подлые и опасные времена есть люди сочувствующие, добрые, отзывчивые…
Уже под Москвой, в конце ноября 1941 года, и пересекаются их пути с новым командиром батальона ст. лейтенантом Молочковым, который за то, что не смог их поймать, понижен в звании и отправлен на фронт, куда он рвался, чтоб отомстить фашистам за убитого брата, и попал только благодаря удачному побегу заключённых, один из которых к той поре – уголовник Балабин – убит, второй ранен и только что вернулся из санбата, а третий уже награждён медалью.
Роман «Побег» повествование очень динамичное, а потому читается легко, детективная его линия захватывает читателя. Написано убедительно, достоверно, ненавязчиво поучительно, что свойственно классическому стилю нашей литературы. В романе несколько сюжетных линий, и автор с ними справляется. Роман характеризуют тонкие наблюдения повествователя. Язык сочный, живой, очаровывающий и увлекающий. «Заворковала дверь», как хорошо сказано, и мы понимаем, что она заскрипела. Или: «Они выпили, посолили во рту капусткой». Вкрапления поговорок, присловий, пословиц в речи персонажей очень уместны и контекстуально точны, создают особый колорит повествования. Для примера: «Бесчестную падаль и ворон не клюёт», «Прошлое – не лошадь, не повернёшь».
По сути, все герои романа – жертвы того социального переустройства жизни, которое началось в России, как ни крути, после Октябрьского переворота 1917 года.
Убедительны внутренние монологи персонажей. Автор точен в психологических деталях, умеет передать их через слово. В нескольких фразах Никонов может набросать пейзаж, картину быта, психологический портрет. Вот, к примеру, описание гауптвахты на передовой батальона, куда запирают на короткое время наших героев, пока ст. лейтенант Молочков решает нелёгкую для себя задачу, как ему с беглецами поступить: «В конюшне было светло от больших ворохов соломы, а от толстых бревенчатых стен веяло надёжностью и теплом. Пахло старым навозом, ещё не выветрившимся потом скотины, плесенью и ржаной пряностью». И этот сколок мирной жизни по соседству с боевыми окопами, светлый и надёжный, вливает нам в душу оптимизм. Что всё с нашими героями уладится и будет хорошо.
Не уступает по качеству повествования «Побегу» и книга повестей А. Никонова «Цветок на диком камне». А всех книг у него издано шесть.
Как бы ни складывалась жизнь писателей наших дней, а верит Александр Никонов, «что наша писанина когда-нибудь пригодится. Иначе и жить незачем».
И я с ним совершенно согласен.
Виталий Богомолов, Пермь
03-05 января 2015
КРАТКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ,
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Родился в с. Александровка Мелекесского района 27 апреля 1948 года. Настоящей родиной считаю село Рязаново того же Мелекесского района, где провёл всё детство и юность. Закончил восьмилетнюю школу, Рязановский сельхозтехникум по специальности техник-электрик. Несколько месяцев работал по направлению в Свердловской области (село Большие Брусяны, совхоз Логиновский), откуда был призван в армию. Служил на Дальнем Востоке. Всю жизнь, если не считать армейской службы, работал в Ульяновской области: радиоламповый завод, завод «Гидроаппаратура», УАЗ. В 1976 году закончил Казанский Государственный университет, по специальности «журналистика».
Творческий литературный путь отсчитываю с 1967 года. Первая литературная публикация состоялась в многотиражной газете Ульяновского радиолампового завода «Сигнал» в 1970 году. В течение трёх лет, пока жил в Ульяновске, сотрудничал с редакциями газет «За коммунистический труд» – Ульяновский автозавод, «Ульяновский комсомолец», «Ульяновская правда», как рабочий корреспондент. После переезда в Мелекесский район постоянно сотрудничал с районной газетой «Знамя труда» и с областными изданиями, в которых опубликованы десятки заметок, статей, очерков и литературных произведений.
Работал литературным сотрудником районной газеты, а затем редактором многотиражной газеты «Строитель», органе Димитровградского управления строительства. На выездном заседании секретариата Союза писателей России в 1998 году был принят в ряды Союза писателей. За десятилетия своей творческой деятельности не раз участвовал в литературных семинарах разного уровня, журналистских и литературных конкурсах. Впервые опубликовал статью в «Ульяновской правде» о своём земляке, который учился в двадцатых годах в Рязановском техникуме, Герое Советского Союза, дважды Кавалере французского ордена Почётного Легиона, командире авиасоединения, в который во время Великой Отечественной войны входил полк «Нормандия – Неман», Георгии Нефёдовиче Захарове («УП», 11 марта 1973 года). В 1989 году от областного Союза писателей был делегирован на Всероссийский семинар молодых прозаиков в город Дубулты (Латвийская ССР), который проходил под руководством главного редактора журнала «Новый мир» Сергея Павловича Залыгина (См. статью в «Литературной России» Юрия Анатольева «Четыре интервью в Дубултах»). Руководители семинара одобрили рукопись романа автора «Побег», но публикация не состоялась из-за сложной обстановки в стране. После участия в семинаре литераторов Поволжья в сборнике «Воложка» был опубликован рассказ писателя «Колодезники», получивший одобрение критиков и читателей. Затем публикации пошли одна за другой: «Теремок сказок» – Саратов, «Карамзинский сад» – Ульяновск, «Беседка муз» – Ульяновск, «Героиня, Лох и другие» – Саратов, «Золотое зеркало» – Ульяновск, «Литературный Ульяновск», журналы «Черемшан», «Радуга Причеремшанья», «Большой Черемшан», «Совершенно несекретно» – Димитровград.
Постоянно участвовал в областном конкурсе очеркистов. За очерки «Счастливая судьба», «Русский колос» и «Хлебный звон» был удостоен первой областной премии (См. «Ульяновская правда, 12 января 1975 года, «Славя человека»).
Первая книга автора – сказки «Пахомова неделя» – вышла в 1997 году. По итогам областного литературного конкурса в 2007 и в 2008 годах при поддержке губернатора и правительства Ульяновской области были изданы ещё две книги: детско-юношеский роман «Я с тобой, Вэрк!» и роман «Побег». Затем автором при спонсорской поддержке были изданы три книги: сборник повестей «Цветок на диком камне» и «Пепел родного очага» – из цикла произведений «Кавказский разлом», а также фантастический роман «Амурский ангел».
По итогам областной выставки за 2007 год Дирекцией департамента культуры и архивного дела Ульяновской области удостоен Диплома за лучшее художественное произведение в прозе, роман «Я с тобой, Вэрк!».
Постоянно занимаюсь творческой работой. Закончены и лежат в столе роман на тему долголетия и бессмертия под названием «Убить Бессмертного», роман «Возвращение Ихтиандра», продолжение известного произведения Александра Беляева «Человек-амфибия», роман «Ковчег острова Альмендралехо», роман «Я иду к тебе, сынок!», в котором описывается трагическая судьба одинокой матери, которая во время войны на Кавказе отправляется на поиски своего сына; повесть «Что ты вьёшься, вороночек…» – о поездке А. С. Пушкина по Поволжью и Уралу, в которой он собирал материал о Пугачёвском бунте. Заканчиваю автобиографическую повесть в рассказах «Шуркины эпохи», пишу план большого романа о трагических судьбах русских детей, попавших во время Великой Отечественной войны в нацистский детский лагерь.
К сожалению, серьёзная литература не нужна ни центральным, ни областным властям. Зато они наверняка дожидаются новых Пушкиных, Толстых, Гончаровых, Карамзиных, Минаевых, Садовниковых, Языковых. Но при таком отношении к провинциальной литературе они вряд ли их дождутся. И всё же я верю, что творчество, в отличие от человека, бессмертно и вечно.
Дополнение
М.И. В «Год литературы», казалось бы, издадут своих писателей, но предпочтение было отдано приглашенным писателям. На днях в Димитровград привезли швейцарско-московского якобы российского писателя Роя (Резепкин), а о своем таланте, русском писателе Александре Никонове, даже не вспомнили.
Н. П. Нет ничего удивительного: в Ульяновской области отмечают «Год резепкинской литературы». Предлагаю познакомиться с мнением участницы встречи с писателем. С Роем он разобралась, но верит в Прилепина. Надеюсь и это увлечение у нее пройдет
Читала его ” Подругу, Любовницу. Жену” – кажется так называлось. На редкость пустое бессодержательное произведение в стиле “богатые тоже плачут”. Швейцария. Бабосы. Измена мужа. Сю-сю-му-сю. Но честно дочитала до конца. Была на этой творческой встрече. И человек оказался таким же пустым, циничным, нудным и, откровенно говоря, не умным. Для него оказывается лучшими произведениями на сегодняшний день являются Улицкая, Маринина и Донцова. Ну если по поводу Улицкой я могу где-то как-то согласится (чего стоит только ее Казус Кукоцкого), то Маринина…Конечно, видимо, он себя видит как раз в их ряду – то, что называется бульварное чтиво.
Больше всего своим цинизмом потрясла его история, которую он рассказал присутствующим о том как он продал олигарху свою книгу под фамилией жены этого олигарха. Причем откровенно перед всеми признался, что вещь писал некачественную – то бишь откровенное г…но. А когда по этому поводу какой-то юноша из зала совершенно резонно спросил, не боится ли он (Рой) потерять свой дар писателя, если так запросто осознанно пишет низкокачественную вещь, то этот Рой просто не смог ему ответить. То ли не понял, что у него спросили, то ли сделал вид, что не понял.
Жду приезда Захара Прилепина – вот кто действительно настоящий писатель и настоящий человек. А Рой – гламурненький рублевск
Читать: http://www.trisosny.ru/news/culture/5615-dimitrovgrad-posetil-populyarnyj-rossijskij-pisatel-oleg-roj.html