Жители одного из многоквартирных домов Ульяновска, которые перешли на непосредственное управление, добились почти невозможного: самостоятельно снизили плату за общедомовые нужды до минимальных значений.

В начале февраля в округе депутата Городской Думы Игоря МОКЕВНИНА в рамках обучающего семинара проекта партии «Единая Россия» – «Школа грамотного потребителя» – прошла встреча с жителями. Председатели советов многоквартирных домов, активисты ТОС и просто заинтересованные жильцы имели возможность задать специалистам наиболее острые вопросы в сфере ЖКХ. На этом совещании в качестве положительного примера был представлен опыт дома №40 по ул. Рябикова.

– По электроэнергии у нас ОДН вообще «по нулям». Что касается горячего и холодного водоснабжения, то здесь также удалось не только снизить эти показатели, но и стабилизировать их примерно на одних и тех же минимальных цифрах, – уверяет председатель совета этого дома Светлана ПУТЬКО.

Конечно, для того чтобы такой успех стал возможным, пришлось немало потрудиться.

Пятиэтажная «хрущевка» конструктивно ничем не отличается от соседних домов, однако за ОДН здесь платят в разы меньше

– Наш дом уже почти два года находится на непосредственном управлении. Иными словами, когда собственники платят за потребленные ресурсы, эти деньги уходят напрямую в «Ульяновскводоканал», «Волжскую ТГК» и «Ульяновскэнерго». Посредничество своей управляющей компании – ГК «Аметист» – мы в данном вопросе не используем. Именно это условие позволяет напрямую общаться с ресурсниками, которые ежемесячно сообщают мне показания общедомовых приборов учета, – продолжает рассказывать старшая по дому.

Около года назад на общем собрании женщина предложила собственникам алгоритм, позволяющий снизить ОДН.

– В каждом из подъездов у нас есть свой старший. После того как ресурсники передают мне показания общедомовых приборов (это происходит обычно 20 или 21 числа каждого месяца), старшие обходят все квартиры своего подъезда и заносят в специальные реестры показания электросчетчиков и приборов учета на воду. Все жильцы знают день и время, когда к ним должны прийти, поэтому у нас это проходит быстро. Затем я «вбиваю» все собранные показания в свой компьютер и получаю «общую картину», – делится опытом наша собеседница.

Нужно сказать, что Светлана Александровна по профессии – контролер по приборам учета: если уж кому доверять в этом вопросе, то именно ей. Неудивительно, что жители на общем собрании согласились с ее предложением.

После того как старшие по подъездам собрали показания индивидуальных приборов учета со всех квартир, старшая по дому Светлана ПУТЬКО до 25 числа (это важно!) передает данные либо в РИЦ, либо непосредственно ресурсникам – например, в «Ульяновскэнерго».

Такой подход позволяет полностью исключить какие-либо незаконные манипуляции с индивидуальными счетчиками. Имея сведения за конкретный месяц, старшая сравнивает их с предыдущими показаниями, проверяя, нет ли каких-то «неожиданностей».

– К примеру, в январе в одной квартире потребили 80 киловатт-час, а в феврале – 30. Ясно, что элетросчетчики в данной квартире нуждаются в дополнительной проверке. И мы такую проверку обязательно проводим.

Из 120 квартир упомянутого дома только семь не «оприборено». За ними Светлана ведет особенно пристальный контроль.


– Ведь причины неконтролируемого роста ОДН хорошо известны: манипуляции с индивидуальными счетчиками (в том числе – намагниченность), несвоевременная подача показаний в РИЦ и наличие квартир, в которых проживает больше людей, чем прописано. Все эти факторы были взяты нами на жесткий контроль, и уже через несколько месяцев ОДН уменьшились в разы. Например, раньше у нас «пропадало» до 100 кубов ГВС, теперь такого не бывает, – говорит ПУТЬКО.

Конечно, в доме ведется и постоянный мониторинг состояния самих труб в подвале.

– Раз в месяц я лично обхожу подвал и проверяю трубы. Не нужно объяснять, что если есть банальные протечки, то все наши усилия по контролю за счетчиками будут бесполезны.

Обратим еще раз внимание на то, что в 40-м доме показания индивидуальных приборов учета собираются одновременно и подаются в РИЦ вовремя. Это позволяет минимизировать отличие между показаниями общедомового и индивидуальных счетчиков.

– А то ведь как в большинстве домов происходит? Вот бабушки получают пенсию в начале месяца и бегут платить за коммунальные услуги. Естественно, они подают в этот момент текущие показания. Если они пришли в РИЦ 5-го числа, представляете, сколько набежит до 20-го? Все это и повышает ОДН, – комментирует старшая.

Не допускается в доме и так называемая «частичная» оплата.

– Допустим, семья потребила 10 кубов горячей воды, а заплатила в этом месяце только за пять (другие пять кубов запланировали оплатить в следующем месяце). Куда пойдут неоплаченные пять кубов? Конечно, в ОДН! Мы стараемся подобных случаев не допускать. Разумеется, это возможно только благодаря ежемесячному контролю за показаниями каждого счетчика.

На наш взгляд, «укрощение» ОДН на ул. Рябикова, 40 – яркое свидетельство того, что и в остальных многоквартирных домах Ульяновска можно добиться подобных результатов. Алгоритм действий описан выше. Однако самое трудное – убедить самих себя и своих соседей в том, что пора действовать.

Евгений Нувитов