Не случится ли так, что высаженные к предстоящему большому празднику более 120 тысяч деревьев – в рамках акции «Лес Победы» – через 3-4 месяца засохнут и погибнут? Будет ли в действительности полезен институт общественных инспекторов-экологов, который предлагается создать в Ульяновской области? Эти и другие актуальные вопросы обсудили на расширенном заседании региональной Экологической палаты, которое состоялось в конце прошлой недели.
– Места посадок «памятных» деревьев в основном уже определены. Сейчас каждый муниципалитет определяется с тем, кто именно возьмет на себя обязанность по дальнейшему уходу за ними, – сообщил собравшимся главный эколог области Дмитрий Федоров. – Здесь два варианта: либо конкретный участок «Леса Победы» переходит на баланс муниципального образования, либо высаженные деревья закрепляются за конкретными коммерческими предприятиями и организациями, которые и возьмут на себя ответственность по содержанию и уходу. В любом случае «памятные» насаждения не останутся без присмотра: это совсем не разовая акция по принципу «посадили и забыли».
Федоров также напомнил о том, что в Ульяновске и Димитровграде в прошлом году уже высаживались (в небольшом количестве) деревья с мемориальными табличками, посвященные ветеранам ВОВ. Сейчас ведется работа по сверке списков бойцов, погибших во время Великой Отечественной. Списки составляются на основе областной и муниципальных Книг Памяти – для того, чтобы никого не забыть и избежать повторов.
В свою очередь председатель Экологической палаты Александр Брагин рассказал о том, что к нему обратились несколько организаций, которые готовы присоединиться к акции и сами предлагают место для посадки саженцев.
– К примеру, сотрудники педуниверситета готовы посадить сквер в честь преподавателей УлГПУ и их родственников, погибших на войне.
На заседании также прозвучало предложение обновить в рамках «Леса Победы» те посвященные участникам войны аллеи, скверы и парки, которые есть фактически в каждом селе. В связи с этим был назван
дендропарк села Акшуат, пострадавший в засуху 2010 года: новые саженцы там совсем бы не помешали.
Еще один вопрос, вызвавший дискуссию, – проект развития сети общественных инспекторов-экологов. Член Экопалаты Лев Левитас указал на ряд недостатков упомянутого проекта.
– Я уже 25 лет в экологии, и все эти годы регулярно обсуждается данная проблема. Тут возникает масса вопросов: на основании какого законодательного акта будут работать эти инспекторы? Какие у них полномочия? Могут ли они прийти на предприятия с проверкой? Не будут ли использоваться выданные им удостоверения в роли эдакой «дубинки» – в своих интересах? Тут нужно внимательно все обдумать и прежде всего решить вопрос
с обучением этих людей, – поделился своей точкой зрения выступающий.
Его оппоненты указали на то, что речь идет в первую очередь о неравнодушных к вопросам экологии людях, которым получение статуса инспектора помогло бы эффективнее справляться со своей общественной работой.
– Я сам с октября 1988 года был членом «Зеленой дружины» естгеофака, и мы также патрулировали и городские парки, и боролись с теми, кто пытался разводить костры и незаконно рубить деревья. Институт общественных инспекторов позволит осуществлять своего рода аккредитацию неравнодушных и активных людей, ставших вольными или невольными свидетелями нарушений в сфере экологии. Такие люди фотографируют автомобили, которые сваливают мусор где попало, замечают тех, кто незаконно рубит деревья, и т.п. И иногда к ним подходят различные «товарищи» с вопросами, чтобы уточнить, кто они, собственно, такие. Удостоверение общественного инспектора в этом смысле им очень бы пригодилось, – считает главный эколог региона.
Также участники встречи указали на возможность определенного обучения общественных инспекторов – в том случае, если этот институт будет создан при областной Экопалате.
В завершение были рассмотрены несколько обращений. Одно из них связано с необходимостью утилизаци и заброшенных речных судов.
– Например, с 1996 года в речпорту стоит заброшенная баржа. Есть такие полузатопленные речные судна в Криушах и Русской Бектяшке. Возможно, в них сохранились нефтепродукты, строительные материалы и так далее, – пояснил Александр Брагин.
Члены Экопалаты указали на необходимость проработки данного вопроса – с целью найти собственника этих судов и дальнейшего их обследования.
Также председатель Экологической палаты рассказал о том, что в последнее время в социальных сетях (в частности – «ВКонтакте») стали выкладываться фотографии и видео, в которых демонстрируются ловля, убийство и даже расчленение диких животных, занесенных в областную Красную книгу. К примеру, такие факты есть по убийству сурка в Сенгилеевском районе и некоторых видов змей. Участниками встречи было предложено «мониторить» данную ситуацию и направлять выявленные факты в природоохранную прокуратуру.
Евгений Нувитов