Больнице со сложным названием «Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи» (УОКЦСВМП) недавно было присвоено имя легендарного ульяновского доктора, энтузиаста использования в лечебных целях ундоровской минеральной воды Евгения Чучкалова. Однако первым, кто не согласился бы с этим присвоением, был бы, вероятно, именно он Евгений Михайлович Чучкалов. Так говорят знавшие его люди.
УОКЦСВМП образовался в результате слияния двух медучреждений – больницы скорой медицинской помощи (БСМП) на улице Рылеева и бывшей спецбольницы, позднее – областной клинической больницы №2 на улице Корюкина. Аншлаг с именем Чучкалова разместили над входом в главный корпус бывшей БСМП, а слева от входа – мемориальнуюдоску в его честь. Медики рассказали «СК», что Евгений Михайлович был замечательным врачом и организатором лечебного дела, хорошим человеком, трудоголиком, но он никогда не работал в БСМП. Он был главврачом спецбольницы, строил ее, оснащал оборудованием, формировал коллектив и обеспечивал его высокопрофессиональную работу.
Больницу же скорой медицинской помощи возглавляла в те годы не менее замечательный доктор и талантливый руководитель Вера Ивановна Тимошенко.
БСМП тоже строилась, и все согласования по стройке были в руках главврача, свидетельствуют ее ныне здравствующие коллеги. Вера Ивановна ездила на планерки «Главульяновскстроя» – с тем, чтобы держать ход строительства на постоянном личном контроле и не допускать затягивания. «Черновую» работу по контролю вел начмед БСМП Александр Иванович Ханжин.
Главврач не терпела халтуры и по окончании строительства отказалась подписать акт приема объекта, поскольку видела недоделки и требовала их устранения. Ее вызывали в партийные органы, грозили, что, если не подпишет, положит партбилет.
Но Тимошенко была непреклонна и не дрогнула. Мозаичное панно на фасаде больницы, символизирующее призвание врача и медицины вообще, появилось, кстати, тоже по настоянию Тимошенко.
Активно участвовал во всех этих делах и персонал БСМП, отправлявшийся после своих дежурств выносить строительный мусор, красить, мыть и драить. А потом, когда главный корпус был готов, переезжали в новые светлые кабинеты и были счастливы, вспоминает Александра Васильевна Кузнецова, много лет возглавлявшая лабораторию больницы. Под началом Тимошенко трудились выдающиеся врачи, считает бывший завлаб. В том числе вернувшиеся с фронта, как, например, хирург Георгий Анатольевич Рухлядев. Одна из его операций вошла в учебники военно-полевой хирургии, когда он извлек неразорвавшуюся мину, застрявшую в костях голени. Команда врачей-фронтовиков, собранная Тимошенко, стала костяком ульяновской школы высококлассной хирургии. На передовом крае медицины стояла и БСМП. Кузнецова помнит маленького пациента, поступившего в БСМП с оторванными пальцами руки (их срезало тросом, когда мальчик катался с горы на лыжах). Пальцы сложили в пакет со льдом, и Вера Ивановна организовала экстренную переправку пациента самолетом в Москву, где пальцы пришили, и они прижились. Помнит девочку, у которой отказали почки, и Тимошенко снова поднимает на ноги все службы. Больную опять же самолетом перевозят в Ленинград, в аэропорту которого уже ждала машина «Скорой помощи». Видела потом эту девочку, когда они с мамой приходили к Вере Ивановне с цветами, говорит Александра Васильевна. И таких примеров она могла бы, по ее словам, привести множество. Тимошенко возглавляла и горздравотдел, и в этот период была открыта областная стоматологическая поликлиника на улице Кузнецова.
Главврачи двух соседних медучреждений – Евгений Чучкалов и Вера Тимошенко – относились друг к другу с большой теплотой и уважением, говорят их современники, были друзьями. Общались они и семьями.
Вот почему Евгений Михайлович был бы против того решения, которое принято по наименованию объединенной больницы, уверены медики. Некоторые из них пытались выяснить, почему это произошло. Им сообщили, что так проголосовал коллектив.
Но почему тогда, изумляется Александра Васильевна Кузнецова, сотрудники БСМП говорят обо всем этом с такой болью? О том, что двух уважаемых людей, друживших при жизни, грубо столкнули после их смерти. Если уж так хотелось дать больнице имя, могли ведь назвать ее и двойным: Клинический центр имени Чучкалова – Тимошенко.
В честь главных врачей, построивших эти две больницы, объединенные теперь в одну.
Сергей Поленов