Практически одновременно с объявлением о повышении стоимость проезда в городской транспорте администрация Ульяновска опубликовала полную документацию к тендеру на внедрение в городе автоматизированной системы учета оплаты проезда. Система будет внедряться лишь государственными перевозчиками – «Ульяновскэлектротрансом» и ПАТП-1.
По своему функционалу система автоматизированного учета оплаты проезда близка к аналогичным решениям, уже внедренным в ряде городов России. Например, в Казани. Её суть с точки зрения пользователя достаточно проста — в городе разворачивается система продажи и пополнения транспортных карт различного типа (разовые, месячные, льготные и т. д.), а оплата в транспорте производится с помощью специальных терминалов у кондукторов либо с помощью стационарных считывателей в транспорте. При этом все поездки, пополнения и списания будут фиксироваться в процессинговом центре, что позволит точно отслеживать количество поездок каждого владельца карты.
Реализовывать систему город намерен без использования бюджетных денег. Планируется, что система будут внедряться за счет оператора, который будет зарабатывать за счет отчислений в несколько процентов с каждого платежа, проходящего через систему. При этом размер (в процентах от общей суммы, проходящей через систему) этих отчислений будет ежегодно устанавливаться городским комитетом транспорта.
На первом этапе к системе планируется подключить весь подвижной состав ПАТП-1 и «Ульяновскэлектротранса» – 57 автобусов, 63 троллейбуса и 190 трамваев. При этом одновременно с разворачиванием системы учета должно быть открыто не менее 90 пунктов покупки и пополнения транспортных карт. Затем в течение года количество таких пунктов должно увеличиться до 300.
Опыт Казани, где подобная система действует уже несколько лет, показывает, что пункты разворачиваются обычно на отделениях Почты России, в районных администрациях, а также в банках. Кроме того, возможно и внедрение системы пополнения карт через терминалы — необходимый функционал для сопряжения с ними заложен в техническое задание и администрацией Ульяновска.
Очевидно, что система становится наиболее выгодной для оператора в том случае, если через неё будут прогоняться бюджетные деньги, направляемые на компенсацию проезда на городском транспорте льготников. Но, как нам сообщили в администрации, на первом этапе внедрения этого не планируется. Согласно городским планам, на первом этапе система учета будет работать практически исключительно с проездными билетами.
Конкурсной документацией предусмотрено несколько их видов – «Безлимитный», «Лимитный», со скидками и с ограничениями. Кроме того, функционалом системы предусмотрено внедрение корпоративных транспортных карт, которые будут действительны только в рабочее время. Предполагается, что подобные карты будут покупать организации для того, чтобы раздавать работникам.
Безлимитный проездной представляет из себя полный аналог привычного нам бумажного проездного на определенный срок и отличается от него только тем, что после внедрения системы учета просто показать проездной кондуктору будет недостаточно — кондуктор должен будет поднести транспортную карту к терминалу и выдать чек (он же билет).
Лимитный проездной представляет собой аналог карт на определенное количество поездок, которые действуют в метро Москвы и других городов. Особенность таких карт — ограниченной срок действия. Фактически, покупка лимитного проездного — это покупка ограниченного количества поездок на транспорте в ограниченное время. После окончания этого времени деньги на карте «сгорают».
Техническим заданием предусмотрен и ещё один вид такого проездного — лимитный с возможностью пополнения. В этом случае проездной можно будет пополнять, но после окончания срока его действия деньги на карте также «сгорят».
Но наиболее интересны проездные со скидками на проезд. Администрация предлагает два варианта для получения скидок. Согласно первому, при балансе на карте выше 600 рублей предусматривается 10% скидка, а при 900 рублях 15%. Второй тип скидочного проездного рассчитан на школьников и студентов, скидка для которых составит 50%.
Сроки реализации инвестиционного соглашения не известны, поэтому сказать точно когда ульяновцы поедут в трамваях, троллейбусах и автобусах по карточкам, нельзя. Впрочем, исходя из требований конкурсной документации, уже сейчас понятно, что реализовывать систему будет один из крупнейших операторов, который обслуживает не менее 10 других городов РФ. Во всех городах, где подобные системы функционируют, основу бизнес-модели оператора составляют субсидии на перевозку льготников, прогоняемые через счета оператора — на одной продаже проездных оператору не прожить.