На прошлой неделе в областном Центре народной культуры прошел семинар, связанный с созданием так называемого реестра объектов нематериального культурного наследия народов России.
Под этим немного пугающим наименованием имеется в виду список песен, сказок, частушек, обрядов – в общем, всего того, что обычно подразумевается под «фольклором». Упомянутый реестр (или каталог) составляется сейчас во всех регионах России -при поддержке Министерства культуры РФ. До недавнего времени Ульяновская область в этом смысле выглядела «белым пятном», несмотря на то, что в регионе экспедиционная работа по сбору фольклора ведется вот уже несколько десятилетий.
Гостья из Москвы – ученый секретарь Государственного центра русского фольклора, кандидат филологических наук Варвара Добровольская – рассказала местным работникам культуры о том, как правильно выбрать и описать «объект культурного наследия».
– Сначала нужно определить категорию и группу, к которой имеет отношение указанный «объект»: к примеру, записанные от знахаря заговоры относятся к категории «народное исполнительство», а сами лечебные практики – к мифологическим представлениям и верованиям, – поясняет Добровольская.
По ее словам, в результате данной работы, которая развернута по всей стране, будет создана некая «культурная карта», которая покажет сохранность фольклорной традиции в том или ином конкретном регионе.
– Правда, пока получается так: если мы берем, к примеру, Русский Север, то там, как говорится, только ленивый не собирал фольклор и не занимался его изучением. Что касается Поволжья, то тут совсем другая ситуация: если есть научный центр, то и традиционная культура определенным образом представлена.А если нет – то получаются те самые «белые пятна», которые, естественно, вовсе не говорят о том, что фольклора на этих территориях нет, – комментирует выступающая.
В свою очередь научный сотрудник центра развития и сохранения фольклора Михаил Матлин напомнил о том, что в 2012 году в Москве был издан большой двухтомник «Традиционная культура Ульяновского Присурья», над которым почти 10 лет работал коллектив ульяновских и московских исследователей.
– У нас действительно есть и большой архив записей, и исследовательские работы, которые позволят достойно представить наш регион в упомянутом реестре объектов культурного наследия, – отметил сотрудник центра.