Им никогда не бывает скучно вместе – и в жизни, и в искусстве.
Картины супругов Юрия и Любови Какичевых словно обнимают друг друга – на их совместной выставке в картинной галерее Ульяновского отделения Союза художников России. Хотя у каждого из них свой язык в живописи, оба рассказывают об одном – о любви к природе, о восхищении ее красотой.
Настоящая палатка в центре экспозиции поставлена неслучайно, как неслучайны инсталляции с запутавшимися в рыбацких сетях оленьими рогами, старинными бутылками, крестьянской утварью, фляжкой времен Первой мировой войны… Впрочем, не за редкими артефактами отправляются много лет подряд в дальние пешие походы на Север заядлые путешественники Юрий и Любовь, а за темами и творческим вдохновением.
– Идея этой выставки по впечатлениям от наших поездок, – говорит Юрий, – родилась давно, когда мы вернулись из одного похода на Полярный Урал. Но закрутились… А тут – юбилейная, к моему 55-летию, выставка, к которой, конечно, присоединилась и Люба, потому что мы всегда вместе. Путешествуем вдвоем, с тех пор как поженились. Дочку Агату стали брать с собой, когда та подросла. Юг кажется нам скучным, а Север привлекает своей малолюдностью, чистотой. Сама природа такова, что ты чувствуешь в ней себя песчинкой. И нет предела восхищению ее красотой и первозданностью. На Севере невероятно мощная энергетика, которая заряжает на работу. И еще те места кажутся нам интересными и по цвету, и по композиции.
Полотна Юрия открывают зрителю миры, которые мы часто не замечаем, ибо они находятся… под нашими ногами. Это, например, черная лужица среди опавшей листвы, обретающая под кистью художника образ дремлющей обнаженной молодой женщины. Или – древний камень, омываемый морскими волнами: он превращается в патриарха, помнящего времена сотворения земли, воды и неба, рассказать о которых не в силах. А вот смотрящие на вас загадочные глаза, припорошенные листьями: не есть ли они глаза самой матушки-Природы?..
Она у Юрия очеловечена. И мифологические сюжеты делают природные объекты одухотворенными, живым существами. Но из-под его кисти Венера рождается не из пены, а из гальки на берегу моря.
Художника Какичева можно назвать поэтом детали. Его мало интересует широкая панорама. Целую серию работ он, в частности, посвятил любимым еще с детства камням: мечтал быть геологом. Его увлекают их цвета, фактура, игра на гранях света, теней, следов влаги.
В отличие от полотен Юрия, декоративных, монохромных в цветовых решениях, у Любови больше цвета и света, она видит мир шире и объемнее. И пишет совсем по-другому: ее кисть более решительна и тверда.
Картины Какичевой уравновешивают взаимоотношения человека, его творений и природы. Старая рыбацкая лодка и падающий забор гармонично вписались в пейзаж. Полны природной грации и кажется, что танцуют рыбачки с коромыслами, на которых висят рыбины. Светится портрет дочери, наполненный солнцем, дающим сложные цветовые пятна. Укрылась огромным листом лопуха от дождя девушка,ставшая похожей на дивное растение.
Живопись художников-супругов, несомненно, имеет экологическое звучание. Они как бы говорят своими работами: «Остановитесь, люди! Посмотрите, как природа прекрасна! Не губите ее первозданную чистоту!».
Стремление к гармонии – это то, что характерно и для их отношений. Кажется, Юрий и Любовь созвучны друг другу во всем.
– Многие семьи разваливаются из-за финансовых проблем. Поскольку мы оба художники, у нас бывают трудные в этом отношении периоды, – признается Юрий. – Но Люба переносит их стоически, знает, что это издержки профессии. Зато когда появляются деньги, первым делом мы покупаем кисти и краски… И темы для разговоров у нас с ней общие. Мы даже телевизор долгое время специально не покупали, потому что вместе много читали книг, обсуждали прочитанное, строили планы на будущее. Семья наша от этого только крепче становилась.
Члены Союза художников России супруги Какичевы преподают в Ульяновском училище культуры. Обучая студентов азам мастерства, они заражают их своей увлеченностью живописью, любовью к искусству.