Чтобы не переплачивать за коммунальные услуги на общедомовые нужды, власти советуют жителям многоквартирных домов проявлять активность. Однако на деле эта активность оборачивается настоящим террором ни в чем не повинных людей.

О том, что коммунальщики с позволения чиновников, несмотря на существующие нормативы, совершенно необоснованно целиком повесили якобы существующие потери коммунальных ресурсов на жильцов многоквартирных домов, «СК» написал в номере за четверг («Наперекор Москве химичат с ОДН»).

В среду, проводя пресс-конференцию, заместитель министра строительства, ЖКК и транспорта региона Сергей Носков назвал проблему с ОДН «мифом, который необходимо развеять». В этом чиновник прав, поскольку, как уже не раз писал «Курьер», никаких услуг по ОДН коммунальщики не оказывают, а лишь списывают на эти три буквы результаты своей бесхозяйственности и нежелания работать. При этом суммы в платежках граждан стоят далеко не мифические.

В качестве одной из основных причин появления крупных счетов по ОДН Носков назвал «банальное воровство» и призвал бороться с проблемой совместными усилиями. В качестве положительного примера чиновник назвал жилой дом по улице Рябикова, 40 (находится в непосредственном управлении собственников), где за два года «активной работы» потребление электроэнергии и холодной воды удалось свести «почти к нулю». О том, какой ценой это было достигнуто, рассказала председатель совета дома Светлана Путько.

– Известно, что одной из основных причин расхождений в показаниях индивидуальных и общедомового приборов учета является отсутствие синхронности их снятия. Сначала мы пробовали подавать показания квартирных счетчиков до снятия показаний коллективного прибора ресурсниками, затем – после. Результат оказался примерно одинаковым: цифры не совпадали, – рассказала Путько. – Решили действовать дальше. Выбрали в каждом подъезде старших, которые пошли по квартирам проверять счетчики. Электрические во многих квартирах были старыми, дисковыми. Уговорили бабушек (в доме в основном проживают пожилые люди) централизованно заменить их на новые. Для каждой квартиры это обошлось в 1500-1700 рублей. Однако ощутимого эффекта не дало.

Тогда совет дома стал действовать еще решительнее. Не доверяя самим жильцам, старшие по подъездам принялись самостоятельно снимать показания индивидуальных счетчиков.

После этого данные заносили в базу и анализировали. Под подозрения в воровстве теперь попадают все те, чьи счетчики показали меньше, чем в предыдущем месяце. Бабушку тут же начинают «прессовать», в лучшем случае заставляя заменить за свой счет «неправильный» счетчик, в худшем – еще и заплатить за свет или воду за последние полгода по нормативу.

На особом контроле у совета – жильцы семи квартир, которые не установили у себя счетчики на воду. Старшие по дому постоянно контролируют, не завелся ли в каждой из них лишний жилец и не допускают ли обитатели сверхнормативного потребления. Жильцы дома лишены свободы и в оплате жилищно-коммунальных услуг: не допускаются неполная оплата потребленных ресурсов, просрочка платежей.

Члены совета дома по Рябикова, 40, очевидно, гордящиеся своими достижениями, не осознают (или не хотят осознавать), что своими действиями нарушают основополагающие права человека, зафиксированные в Конституции РФ, – неприкосновенность жилища. Не знают об этом, видимо, и жильцы дома, вынужденные впускать к себе в квартиру непрошенных контролеров. Мало приятного и находиться под постоянным подозрением в воровстве, страхе быть обвиненным. В конечном итоге такой террор обходится дороже всяких счетов за ОДН.

Понятно и то, почему власти ставят дом по улице Рябикова, 40 в пример. Пусть жильцы грызутся между собой за «мифические ОДН».

Чиновники и энергетики при этом могут стоять в стороне, подсчитывая полученные барыши.

Словом, все в этой истории наглым образом поставлено с ног на голову.

Дмитрий Минаев