Одним из победителей рейтинга преподавателей УлГУ по итогам минувшего года стала Юлия Пиньковецкая – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления.

Уже два года подряд Юлия Семёновна – в списке лучших молодых учёных вуза.

В позапрошлом году Пиньковецкая была на 18-м месте в рейтинге, а через год попала уже на девятое. Кандидат экономических наук имеет более 80 научных публикаций, среди которых четыре учебных издания и 76 научных трудов. В числе последних – свыше пятидесяти статей в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией. Тринадцать статей опубликованы в других научных изданиях, изданы три монографии. Юлия Пиньковецкая разработала несколько программ для ЭВМ, зарегистрированных в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Молодой ученый из УлГУ победила во всероссийском конкурсе научных работ и проектов “Борис Ельцин – новая Россия – мир”, который проходил в Москве. И это еще не все достижения.

thumb YUliya P 1Юлия Пиньковецкая поделилась с “Вестником” мыслями о сложностях и интересных моментах научной и преподавательской деятельности.

– Расскажите, почему после вуза вы решили заняться наукой? Почему выбрали сферой интересов экономический анализ?

– Научными изысканиями я начала интересоваться еще в школе, думаю, в этом большая заслуга моих родителей. Я им очень благодарна, ведь и по сей день мама и папа с большим вниманием относятся к моим достижениям в научной сфере, с интересом читают и часто критикуют мои статьи и монографии. Сфера научных интересов изначально была широка, меня увлекали и точные, и гуманитарные науки. Но после поступления и в течение обучения в Институте экономики и бизнеса УлГУ я сузила круг своих устремлений до экономической тематики. Поняла, что для дальнейшей карьеры мне необходимы знания об экономических процессах. Если раньше в обществе бытовало мнение, что без экономики и знаний о ней можно существовать, то теперь многие не мыслят себя без каждодневного отслеживания курса валют.

– В процессе обучения любой студент в какой-то определенный момент видит себя на месте преподавателя, ему хочется поменяться с преподавателем местами…

– Наверное, мне тоже этого хотелось, хотя не скажу, что, когда училась, всерьез задумывалась о профессии преподавателя. С одной стороны, всегда есть определенные предпосылки или “траектория”, по которой движется каждый из нас. Я для себя выбрала именно это направление, а с другой стороны, возможно, оно выбрало меня.

Многим кажется, что в преподавательской деятельности нет ничего сложного: пришел, провел несколько пар и пошел отдыхать… Наверное, и я так думала, когда только начинала работать. На самом деле, перед тем как прийти на занятия и что-то рассказать, а потом и спросить у студентов, нужно провести достаточно большую подготовительную работу дома, за компьютером. А чтобы найти нужный материал по определенной теме, нужно время и знание того, где этот материал искать.

Мне всегда нравилось постигать что-то новое, хотелось узнавать разные точки зрения по определенной тематике – из этого и родилась тяга к научной сфере.

С начала преподавательской работы я пока еще ни разу не пожалела о том, что выбрала эту профессию. Мне кажется, что учить кого-то, давать знания – это тоже своего рода искусство. И я считаю, что с каждым годом овладеваю этим искусством все лучше и лучше. Особенно если смотреть на преподавательскую деятельность через призму изменяющегося мира. Меняется все, и система образования здесь, конечно, не исключение. Вводятся новые дисциплины, и необходимо каждый день познавать новое, чтобы не отстать от процесса. Да и карьерный рост никто не отменял – начав работать ассистентом, я дошла до должности доцента, защитив кандидатскую диссертацию в 2011 году. И не планирую останавливаться на достигнутом.

– Какие научные темы более всего интересуют вас?

– После окончания университета я заинтересовалась двумя направлениями – институциональной и неоклассической теориями фирмы. Наверное, с этого момента меня и увлекло предпринимательство. Как часто бывает, две достаточно противоположные точки зрения в чем-то сходятся – и в этих теориях я нашла определенные сходные черты. Они позволили мне по-разному посмотреть на теорию производства, тогда у меня и появился интерес к производственным функциям. Общепринятое рассмотрение производственной функции с включением временной составляющей показалось слишком узким, я посмотрела на нее со стороны так называемого пространственного подхода. Затем заинтересовалась распределениями в широком смысле, стала рассматривать особенности управления и экономического анализа.

Мне всегда интересен взгляд на достаточно известные теории с разных позиций, и я стараюсь сформировать свое мнение, не всегда совпадающее с точкой зрения авторов, описывающих конкретную тему.

– Что вас мотивирует на дальнейшую научную деятельность?

– Наверно, то, что научный процесс и прогресс не стоят на месте, многие философы сравнивали его с рекой. Мне нравится такое сравнение. Я считаю, это именно не мелководье, а такое бурное, изменчивое течение. Я в этом вижу и определенное направление, и конкретные цели, к которым надо стремиться.

– Что для вас значит включение в рейтинг лучших преподавателей?

– Это очень приятно. В числе двадцати преподавателей по итогам рейтинга я оказалась впервые в 2013 году. Рейтинг минувшего года показал, что я расту. С 2006 года я занимаюсь исследованиями предпринимательского сектора, ежегодно стараюсь публиковать статьи и занимаюсь саморазвитием по этой теме.

– Какую планку себе ставите на будущее?

– Я считаю, что никогда не нужно останавливаться на достигнутом. Если почивать на лаврах, трудно чего-то достичь в будущем. Думаю, что кроме преподавательской деятельности, буду продолжать писать научные работы, участвовать в различных конкурсах. Мне кажется, что любая последовательная деятельность в конкретном направлении дает свои плоды. Такие плоды в своей работе я только начинаю пожинать, ведь для преподавательской и научной сфер мой возраст – 30 лет – только начало долгого и интересного пути.

Иван ШАТОВ