В 2010 году в Барышском районе поклонниками идей из книг Владимира Мегрэ было заложено поселение родовых поместий «Колыбель». В отличие от других подобных поселений в области, «Колыбель» успешно живет и развивается — в этом году в поселении зимует сразу несколько семей. Мы посетили их с целью понять, как можно было всерьез воспринять идею родовых поместий и попытаться воплотить её в жизнь. Не поняли.
Найти поселение непросто, места в 30 километрах от Барыша глуховатые. Созваниваемся в поселенцами, и с помощью жителей соседнего села находим нужный поворот. Ориентир — православный крест, хотя к поселению он (по понятным причинам) не имеет никакого отношения. Дорога расчищена грейдером, место для разъезда лишь одно. Там нам навстречу попадается уазовская «буханка», которая отвозит детей поселян в школу соседнего села.
С горы открывается вид на разбросанные по большой поляне среди леса дома различной степени обихоженности — от краснокирпичного коттеджа в три этажа до сооружений из старых срубов и рекламных баннеров. Это и есть поселение родовых поместий.
«Идеи Анастасии» и «учение Анастасии» – это набор мировоззренческих концепций из книг сибирского предпринимателя Владимира Мегрэ «Анастасия».
Раньше на месте поселения была деревня, которая к началу двухтысячных полностью обезлюдела. Дома частью сгорели, частью оказались растащены, провода сняты и сданы в металл, дорога размыта — обычная картина для вымороченной деревни. Не удивительно, что в 2010 году инициаторы создания «Колыбели» были встречены главой района чуть ли не с распростертыми объятьями, несмотря на нескрываемую увлеченность «идеями Анастасии». Люди ничего не просят кроме земли, а в районе готовы прописываться — при нынешних условиях финансирования муниципальных образований уже ценный подарок.
Основателями поселения стал один местный житель (Павел Липп) и несколько поклонников книг Мегрэ из Самары — взрослые, в чем-то состоявшиеся люди, на которых «идеи Анастасии» повлияли настолько, что они оказались готовы кардинально сменить образ жизни. Как такое могло произойти, что движет этими людьми? Для ответа на эти вопросы мы и отправились в поселение. Встали у перекрестка на въезде с указателем и в очередной раз задумались…
А.Дворкин относит движение анастасиевцев к деструктивным сектам. По терминологии исследователя движение относится к сектам «нью-эйдж», причем лишенным единого центра управления и развития. Все подобные движения характеризуются верой в космический разум и раскрытие сверх-способностей человека, тягой к экологичности, понимаемой буквально, а также позитивной эсхатологической концепцией. Чаще всего эта концепция облекается в форму ожидания «наступления эпохи Водолея» или «пробуждения космического разума». Для того, чтобы эта эпоха счастья наступила, люди должны каким-либо образом измениться, внутренне и/или внешне.
На этих же идеях построены и книги Мегрэ, но с учетом российской специфики. В качестве источника донесения идей выступает литературный герой Мегрэ — мифическая девушка со сверхспособностями Анастасия, которая живет в глухой тайге. В её уста вкладываются нехитрые рецепты правильной жизни. Если оставить в стороне эзотерическую сторону, которая представляет из себя компиляцию идей из самых разных религиозных и эзотерических учений, то рецепт правильной жизни выглядит как простая формула «собственный гектар земли + экологичность». Следуя этой формуле, облеченной в идею родового поместья, якобы можно добиться жизни в гармонии с космосом, счастья и так далее.
При этом выбор остается за читателем, что в совокупности с добродушным характером движения анастасиевцев все-таки не позволяет назвать движение полноценной сектой. Скорее, речь идёт о том, что Мегрэ удалось как-то затронуть какие-то потаенные чаяния и желания. Но как?
Мы попытались почитать культовые среди поклонников движения зеленые книги про Анастасию и понять механизм их столь массового воздействия. Не получилось — никакой системной критики они в принципе не выдерживают, да и на хорошую фантастику не тянут. При этом на обе ноги хромает и эзотерическая и практическая составляющие учения даже без учета их соотнесения с другими источниками. Проще говоря, книги полны реальных противоречий, завуалированных общими фразами и не основанными ни на чем обобщениями, что приводит к тому, что в пределах нескольких страниц та самая Анастасия местами несколько раз противоречит сама себе. Попытки вдумчивого чтения пришлось оставить через несколько страниц — это оказалось невозможно, воспринимать книги можно только эмоционально, благо для этого автором активно используется известный прием — спекуляция на банальностях. «На Земле должно царить добро». Большинство с этим утверждением согласится («прямо мои сокровенные мысли»). «Хорошо жить на природе», «наше счастье — в детях» и т. д. С эзотерической составляющей еще проще — вера в чудо есть почти в каждом хотя бы из-за того, что это проще, чем логический предметный анализ сложных причинно-следственных цепочек. Достаточно лишь дать новое чувство откровения в общем стиле «нью-эйдж» – все религии говорят об одном. С точки зрения психологии манипуляции сознанием, подобное откровение — это тоже спекуляция на скрытом неврозе.
В этой связи удивительным выглядят данные, полученные исследователями движения. Оказалось, что практически все анастасиевцы — это жители больших городов, причем с высшим (по преимуществу техническим) образованием. Сначала это удивляет — казалось бы, именно люди с нормальным техническим образованием должны обладать если уж не критическим, то уж с зачатками аналитичности точно, мышлением. После небольшого размышления понимаешь, что работает тут другой механизм — сочетание ограниченного жизненного опыта с тягой к интеллигентской (а не интеллектуальной) рефлексии. Именно эта рефлексия напрочь перешибает любые зачатки критического мышления, что усугубляется и отсутствием разнообразия жизненного опыта.
После обдумывания двигаемся дальше. Через несколько сотен метров в машину подсаживается поселянин, отправленный нас встречать. Молодой мужчина приехал на житье в поселение с Украины вместе с женой и детьми и живет пока в достаточно странном сооружении из старого сруба от бывшего деревенского дома и б/у баннеров. В ближайшее время ожидается прибытие и еще одной семьи с Украины. Обе эти семьи увлеклись «идеями Анастасии» еще на Украине и, по их словам, переезд в поселение родовых поместий в Россию был логическим продолжением этого увлечения. Известные украинские события лишь ускорили процесс.
На горке в снегу расчищена импровизированная стоянка для машин поселян и гостей: пикап с пензенскими номерами, «праворулька» с ульяновскими. Оказывается, что большинство поселян из других регионов.
Отправляемся в дом, который используется как гостевой. По дороге попадается опалубка для погреба и зарытая в снег бетономешалка. Дом оказывается построенным по вполне современной бюджетной технологии — каркасник, утепленный минватой, с пластиковыми окнами и крышей из цветного профнастила. В единственной комнате центральное место занимает печь-буржуйка длительного горения.
Сразу возникает вопрос наличия электричества. Оказывается, что его нет, причем принципиально. Экологичность анастасиевцы понимают как минимизацию своего воздействия на окружающую среду, а электрические столбы портят пейзаж, то есть эту самую среду (которая понимаются как свой гектар). Приходится изобретать компромиссы. В настоящее время дом освещается с помощью солнечных батарей, от заряженных с помощью них аккумуляторов питаются и «зарядки» для мобильных телефонов. Про них нам отдельно рассказывают, что надо бы и от них отказаться, да пока невозможно, как и от автомобилей.
Не отказались и от школы — район специально выделил «уазик» для перевозки детей в школу. Затраты окупаются — благодаря поселянам школа наполняется, а значит снижается риск её оптимизации. Обещают «Колыбели» и постройку дороги.
На первый взгляд, несмотря на различие в расположении участков, явно продиктованное городским пониманием ландшафта как набора природных красот, и на декларируемую экологичность, отличий от обычной деревни находим немного — все тот же деревянный нужник, дома из тех же наборов строительных материалов, машины…
Оказывается, есть и другие отличия. Помимо фактически обязательного строгого вегетарианства (исключающего мясо, рыбу и птицу), это и экономика.
В зеленых книгах даётся несколько советов относительно способов заработка в родовом поместье. Все они крайне экзотические. Например, предлагается зарабатывать за счет продажи изделий из кедра, кедровых орешков, продажи экологически чистой продукции и т. д. Доходит до очевидно смешного — якобы, экономику России можно поднять за счет продажи в Европу самолично законсервированных огурцов. Понятно, что все это не более, чем мечты. Реальность же такова, что все живущие ныне в «Колыбели» проживают накопления, лишь один из жителей, ульяновец, изредка занимается отхожим строительным промыслом. С сельским хозяйством тоже, судя по всему, не особо — меда с пасеки хватает только на собственное потребление, не возникает и излишек с небольших огородов. Впрочем, сочетать декларируемую экологичность (с отказом от механизации) и интенсивное производство вряд ли возможно, а целевая аудитория дорогой экологически чистой продукции весьма ограничена. По признанию самих поселян, они надеются на сбыт среди других поклонников Анастасии, которые пока еще не переехали в свое родовое поместье.
По данным исследователей, средний срок жизни поселения родовых поместий, основанных на «идеях Анастасии», не превышает нескольких лет. Очевидно, что немаловажную роль здесь играет именно экономика — нескольких лет хватает для того, чтобы потратить все сбережения и разочароваться, либо превратиться в обычного селянина. Сейчас же поселенцы ведут жизнь, фактически, дачников, при этом нагруженную идеологией, которая заставляет постоянно играть в ролевую игру, самолично ставя себе ограничения и их соблюдая: не есть мяса, не пользоваться электричеством и водопроводом, не обустраивать нормальный быт, не подводить газ, не пить, не курить, не материться и так далее. Все это сильно напоминает ролевиков или реконструкторов, которые играют в рыцарей. Суть та же, но только ролевая игра не ограничена по времени — при наличии денег играть в имитацию якобы существовавшего ведического прошлого можно хоть всю жизнь. К самостоятельно наложенным трудностям можно постепенно привыкнуть, да и дачная жизнь без забот и хлопот во вред здоровью не идет.
Но, судя по форумам движения, подобные случаи редки. Гораздо чаще подобные поселения умирают либо трансформируются в нормальные села. Бросив поигрушки в экологичность и прочий ведизм, люди протягивают электричество, обустраивают водопровод, строят теплый сортир, покупают трактор и живут так же, как и обычные селяне. Благо, культового гектара земли для нормальной жизни на селе действительно достаточно. Если, конечно, отбросить экологичность и эзотерическую веру в чудо, которая выражается в постоянном поиске каких-то тайных технологий, которые позволяют добиться идеального сельского хозяйства «весной разбросал просто так семена, осенью собрал урожай».
Все это отлично понимают жители соседних деревень, для которых анастасиевцы — это чудаки. Причем чужие. Миры разные, причем настолько, что доходит до легенд. По словам основателя поселения, в первый год, когда он зимовал один, в окрестных селах ходили слухи, что продукты ему специально доставляют на вертолете. И это понятно. Ролевые игры и реальность всегда мало совместимы.