Голод ульяновской публики на оперу в живом исполнении вполне был утолен на открытии 53-го Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…».
В Большом зале Ленинского мемориала 8 марта для нее прозвучала опера Жоржа Бизе «Кармен» в концертном исполнении в постановке заслуженного деятеля искусств России, лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска» Георгия Исаакяна.
Два года назад он же и на этом же фестивале представлял «Травиату» Дж. Верди. Увы, та постановка, тоже в концертном варианте, вызвала некоторое разочарование из-за плохо соединяющихся между собой кусков. Досадной оказалась накладка с бегущей строкой перевода с итальянского языка на экране, которая и отвлекала от действа, и не соответствовала происходящему на сцене.
Но на сей раз создатели спектакля «реабилитировали» себя вполне, хотя, как и в прошлый раз, постановочно-репетиционный процесс состоял из одной репетиции. Задуманная Исаакяном «fashion-история» удалась, она оказалась стильной, яркой и волнующей. Ощущение, что находишься под небом Испании, среди персонажей Мериме и Бизе, было, хотя знаменитое произведение, которому, кстати, исполнилось ровно 140 лет, было дано в урезанном виде – по вполне понятным причинам неприспособленности для таких представлений сцены БЗЛМ.
Режиссер удачно сбалансировал постановку, скрепив между собой вокальные сцены видеодекорациями с картинами Пабло Пикассо на темы корриды и анимационными вставками, восполняющими пробелы в развитии сюжета. И не было мешающей бегущей строки, вместо нее перед каждой частью спектакля «голос за кадром» рассказывал о предстоящих событиях.
Атмосферу оперы, конечно же, во многом создали исполнители. И какие! Молодые солисты из Большого театра, Мариинского театра, «Геликон-оперы», ведущих театров России, в костюмах «слегка под эпоху» щедро дарили свои таланты – певческие и актерские – зрительному залу. Единственная претензия к звуку, которую удалось услышать от самых утонченных меломанов, – не нужно было развешивать микрофоны на сцене: звучанию голосов из-за этого не хватало большей естественности.
И все же волшебство оперного действа целиком захватило большинство слушателей. Сразу поверилось в роковую, дерзкую, свободную в своих желаниях и поступках Кармен Агунды Кулаевой из Большого театра. И Хозе был ей под стать – в исполнении Ованеса Айвазяна из Армянского национального театра оперы и балета. Растопила сердца публики необыкновенно убеди-тельная в своих страданиях Микаэлла Натальи Дмитриевской из Ростовского музыкального театра. Неотразим был красавец Эскамильо Константина Бржинского из «Геликон-оперы».
Высокому качеству этих и других исполнителей соответствовал Ульяновский государственный академический симфонический оркестр под управлением маэстро Олега Зверева. По мановению его дирижерской палочки музыканты играли просто идеально. Неслучайно в финале спектакля зрительный зал аплодировал дирижеру и оркестру особенно бурно.
Должное необходимо отдать и Саратовскому губернскому театру хоровой музыки (художественный руководитель и дирижер, заслуженный деятель искусств России, профессор Людмила Лицова), и молодым танцорам – ведущим солистам Пермского театра оперы и балета Ивану Порошину, Анне Поистоговой и Михаилу Тимашеву. Они стали неотъемлемой частью спектакля.
Очарование «Кармен» состоялось, и подтверждением том у были многочисленные крики «браво!» в зале. Знаменательно, что этой постановкой организатор фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» Ульяновский Дом музыки почтил память великой русской певицы с мировым именем, одной из лучших исполнительниц Кармен ХХ века, недавно ушедшей от нас Елены Образцовой. Думается, она была бы довольна.
Ирина Морозова