Председателю Счетной палаты Российской Федерации Т.А.Голиковой 119991, г.Москва, ул.Зубовская, 2 Копия: Генеральному прокурору Российской Федерации Ю.Я.Чайке, 125993, ГСП-3, г.Москва, ул.Большая Дмитровка, 15а Уважаемая Татьяна Алексеевна!

Обращаемся к Вам, несмотря на то, что вопрос не касается напрямую Счетной палаты, но он касается расходов федерального бюджета, контроль над которыми находится в зоне полномочий возглавляемого Вами ведомства. Речь – о признаках масштабной коррупции, наносящей колоссальный ущерб как бюджету Российской Федерации, так и региональным бюджетам. Не один год уже наша газета пытается добиться ясности с тем, что происходит в жилищно-коммунальной сфере Ульяновской области, кто и как устанавливает тарифы на коммунальные услуги, почему они постоянно растут и растет плата населения за эти услуги. За все, включая ремонт и содержание жилья, где пытаются накрутить тарифы под прикрытием якобы обязательного перечня работ, введенного правительством России, и с произвольно устанавливаемой стоимостью этих работ. С января 2015 года появился еще один платеж – взносы на капитальный ремонт. Мало кто сомневается, что эти деньги будут разворованы. За электроэнергию, где, вероятно, по сговору поставщиков и управляющих домами компаний (УК) и с ведома органов власти запущена схема разрыва договоров на поставку энергии, действующих между поставщиками и УК, и население принудительно переводится на прямые договоры, что дает поставщикам псевдозаконную возможность выставлять жильцам счета за услугу на так называемые общедомовые нужды, в разы превышающие плату за индивидуальное потребление электричества.

Особенной же порочностью отличается практика выставления счетов за услуги по поставке в жилые дома горячей воды и тепловой энергии.

Несколько лет назад в Ульяновске в практику вошли общедомовые приборы учета тепла. Их применение обнаружило, что и отопление, и горячее водоснабжение от централизованных теплоисточников обходятся потребителям в три-пять раз дороже, чем от индивидуальных. Хотя должно бы быть наоборот, ведь центральное теплоснабжение появилось в свое время как наиболее экономичный способ отопления многоквартирных жилых домов. Жители Ульяновска были удивлены теми счетами, которые стали получать. И стали вникать в механизм учета тепловой энергии с помощью этих счетчиков. Специалисты-теплотехники запросили у поставщиков тепла посуточные распечатки показаний счетчиков, из которых увидели, что приборы накручиваются искусственно. Во-первых, многократным прогоном через них одного и того же теплоносителя (горячей воды), который каждый раз фиксируется прибором как вновь пришедший с ТЭЦ; во-вторых, за счет необоснованного завышения температуры теплоносителя (перетопа) и давления, под которым теплоноситель подается, что повышает скорость его прохождения через отопительную систему дома, а значит, и увеличивает объемы, отмечаемые счетчиком.

То есть имеют место манипуляции – с целью повышения платы жильцов за эти услуги.

Все это мы подробно описывали на страницах газеты. В ответ на публикации чиновниками было проведено несколько совещаний, после чего все обсуждения были свернуты.

Тогда «Симбирский курьер» направил уже от себя обращения в разные инстанции, в которых просил расследовать выявленные нашими авторами «странности» приборного учета тепла. Не говоря ничего внятного по сути поставленных нами вопросов, ведомства в своих ответах констатировали, что если квартплата превышает установленный законом (и связанный с доходами семей) максимум, то граждане имеют право на получение субсидий. Не ваше, дескать, дело, кто и как квартплату начисляет и по какому принципу она повышается, – обращайтесь за субсидией. Примерно таким был, например, смысл ответа на наш запрос председателя Комитета по ЖКХ и жилищной политике Государственной Думы Г.П.Хованской.

Этот лейтмотив упорно повторяется и в письмах из других ведомств, из чего и возникло наше подозрение, что загвоздка именно в этом – в механизме выплаты субсидий. Право на субсидию расходов граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг установлено Жилищным кодексом Российской Федерации и финансируется в основном из федерального бюджета. Субсидирование коммунальных расходов граждан – общемировая практика, но в российских регионах (в частности, в Ульяновской области) исполнение этой крайне важной социальной функции, на наш взгляд, извращено и превращено в заурядный насос по перекачке средств федерального бюджета в карманы поставщиков и так называемых исполнителей услуг, откуда они, возможно, перераспределяются и куда-то еще. Выгодоприобретатели на местах, являющиеся депутатами представительных органов власти и чиновниками, не заинтересованы ни в снижении тарифов и платежей населения за эти услуги, ни в их сдерживании. Больше того, они заинтересованы как раз в обратном в росте расходов граждан на «коммуналку», ведь чем они выше, тем больше людей попадает в категорию нуждающихся в субсидиях, тем выше сами выплаты по этим субсидиям и, соответственно, тем большие суммы Москва вынуждена направлять в регион, которыми здесь давно научились распоряжаться так, что никто из причастных не остается в обиде. Паразитирование на бюджете превратилось таким образом в отдельный и весьма доходный промысел.

Эта практика наносит серьезнейший урон не только федеральному бюджету (что и само по себе в условиях резко усугубившейся ситуации с наполнением его доходной части является вызовом интересам государства), но и населению, которое с каждым годом становится беднее. А коммунальный бизнес и его покровители в это время становятся богаче. Высокие тарифы и выставляемые гражданам счета – это зло, провоцирующее неоправданный рост бюджетных расходов на выплату субсидий. При наведении порядка в этой сфере, то есть снижении тарифов до разумных размеров, реальна экономия сотен миллиардов рублей из госказны в год, финансовая система придет в куда большее равновесие, чем сейчас, поскольку меньше будет страдать бюджет, к расходованию средств которого президент Владимир Путин призывает все ведомства отнестись предельно внимательно.

В связи с вышесказанным просим Вас инициировать детальную комплексную проверку тарифообразования в ЖКХ, корректность учета потребляемыхресурсов с помощью приборов, обоснованности постоянного роста квартплаты и движения средств, выделяемых из бюджета на выплату субсидий. Сегодня все это выглядит предельно непрозрачным и дающим повод называть ЖКХ «черной дырой» российской экономики. Однако эта репутация вряд ли заслуженна. ЖКХ, может быть, и «черная дыра», но не в экономике, а в арсенале ловкачей, которые через эту «дыру» грабят население и выводят средства из бюджета, обескровливая тем самым и экономику. Особенно если учесть, что тарифы являются еще и мотором для разгона инфляции в стране.

О принятых по данному обращению мерах просим проинформировать редакцию любым из доступных сегодня способов.

С уважением, редакция газеты «Симбирский курьер», 432000, г.Ульяновск, ул.Гончарова, 4.