Из цикла «Родные нелепицы».
Что главнее в этом «букете»?
МЕЛКАЯ, обыденная, миллионам россиян знакомая ситуация:надо идти в какой-нибудь чиновничий кабинет за какой -нибудь бумажкой. Неважно, какой:понадобилось приватизировать жилье,получить субсидию, оформить рождение ребенка. Хочется все это сделать быстро, без нервотрепки, без ошибок.
Но не тут-то было! “Хождения по мукам” – иначе это «мероприятие» не назовешь. У, скажем, приватизация квартиры…Выстаиваю очередь, через неделю дожидаюсь техника, через месяц получаю необходимый план своего жилья и его описание. Затем отправляюсь в районную администрацию (после многочисленных звонков и консультаций по поводу необходимых документов). Опять стою в очереди- чтобы подать заявление. Выясняется, что еще не все бумаги собраны. Ухожу, добавляю необходимое – и опять в очередь. Думаю, что сейчас легко вздохну и через денек-другой приду за готовыми документами. Ан нет! Через две недели мне назначен срок лишь для прочтения текста документов. Прихожу в третий раз – снова трачу два часа на стояние в очереди. Читаю долгожданный “документ», надеюсь, что теперь конец процедуры уже близок. Но, как говорят, скоро только сказка сказывается… Еще надо приходить, чтобы забрать подготовленные документы и отнести их далее “по инстанциям” «Позванивайте, – беззаботно говорят мне клерки, – а то вдруг документы еще не будут готовы».
В названный срок иду опять, снова жду своей очереди среди десятков таких же «просителей». Народ теснится, стульев не хватает, сходить в туалет проблема… Пожилые граждане хватаются за сердце, в очереди все смотрят друг на друга как на врагов. Ругонь в очередях стоит несусветная
Специально не обозначаю, где и когда это происходит. Зачем обозначать адреса? Чтобы получить повод для очередного нервомотания? Чтобы читать ответы из «вышестоящих инстанций», что «..меры приняты… указано..обращено внимание…»- и прочее, и прочее? Бумажки сочиняются, отделы «по работе с обращениями граждан « трудятся как пчелки в медосбор- но ведь общая ситуация не меняется! Хамство, равнодушие и воинствующая неприязнь клерков любой конторы к россиянам никуда не деваются! Вот не так давно какой-то коллапс обозначился в так называемых «многофункциональных центрах», о создании которых верещали как о гениальной находке в деле чиновничьего бумагопроизводства..
ДАВАЙТЕ поразмышляем «ширше», выйдем за пределы конкретики. Уважение к свои гражданам во всех цивилизованных странах является основой стабильности. Родила,допустим, счастливая мама ребеночка где-то в Европе или в той же США (боюсь, что меня сейчас припишут к «пятой колонне») , требуется его «узаконовление» вам дадут справочку из роддома- и оформляйте нового гражданина страны без всяких хлопот…А у нас? Поспрашивайте счастливых мамаш о послеродовой беготне по кабинетам и кабинетикам клерков… –
Короче, во всех “инстанциях” картина одинакова: мучения людей; равнодушие клерков, методы и приемы работы времен М.Е.Салтыкова-Щедрина. А еще и бесконечные «Приемные дни», столоначальники, охрана…
В районную администрацию эдак простенько не зайдешь!
Давайте вдумаемся в слово «ВЛАСТЬ». Что сей термин означает? Что за ним стоит? Только право управлять народом? Понуждать его к чему-то? НЕ-ет, дорогие «папконосцы», за этим словом стоят еще и такие понятия, как «СЛУЖЕНИЕ НАРОДУ», забота о нем, прислушивание к его желаниям и нуждам. Даже на таком нижайшем уровне, как оформление официальных бумажек…
Да, я веду речь всего-навсего о каких-то повседневных проблемах. Вроде бы о мелочах.
Мелочах? Но эти «мелочи» – сущность сегодняшней власти; наглядная иллюстрация ее истинного, а не декларированного лица. Эта повседневность лучше многого прочего демонстрирует то, как власть относится к нуждам и бедам людей. Как она уважает и чтит тех, кто ее, власть, в сущности и создавал посредством выборов и прочих демократических процедур… И кому она должна служить. Ибо высший смысл и долг власти (говоря по большому счету – вообще необходимость ее существования) заключается как раз в служении людям. То есть – гражданам; обществу; нам с вами; каждому из нас.
Но бесконечные унизительные очереди в «присутственных местах» и все то, о чем сказано выше, свидетельствуют о том, что власть в России пока смотрит на свои функции иначе. Она (как и век, и более тому назад) мнит себя лишь вершителем судеб – а нас считает мелкой, надоедливой и суетной толпой. О которой надо говорить в уважительном тоне лишь накануне очередных выборов.
ВПРОЧЕМ, не слишком ли сурово я оцениваю и свойства нынешней власти? Ведь не устают же повторять представители любой ее ветви и любого уровня, что она принесла россиянам свободу, демократию, гласность, права человека – и все прочее. То, что является непременным фундаментом любой демократии… Так что – не слишком ли?
Да, все это принесли, скажем так, «бархатные революции» начала девяностых. Да, все это закреплено Конституцией РФ и вроде бы является незыблемым. Но разве можно упиваться только общеполитическими декларациями?
Не думаю, что перегибаю здесь палку! Что слишком мрачно смотрю на жизнь – и в том числе, на власть.
Закнчиваю. Повторюсь: Как-то во время путешествия по Польше на Мазурских озерах встретился мне странный человек. Он был в преклонных годах; плавал на самодельном катамаране с черным котом. Разговорились. Старик оказался преподавателем Краковского университета, прекрасно владел русским языком – так как, оказывается, много лет после Великой Отечественной войны в советских лагерях. «Как там ваша новая власть?» – поинтересовался пан Вацлав. Я, конечно, ответил, что все у нас окей; тирании больше нет и власть вполне хороша.
– Не обольщайтесь, пан, – ответил много что повидавший в жизни человек. – Вы знаете, какова должна быть истинно хорошая власть? Как прочный, хороший ботинок; не только не жмет и не давит – но и ногу защитит. И от гвоздя. И от грязи. И от сырости…
Я часто размышляю над услышанным.
Да, «обувь» – то есть власть, нынче «не жмет и не давит». Есть законы, есть суды, есть презумпция невиновности – и так далее.
А вот насчет «защитит»? О, тут есть много, о чем попечалиться. Чуть ли не каждый пятидесятый россиянин и под судом был, и в колонии посидел. Когда-то пели о нас: «Страна искателей, страна ученых…» Скоро скажут: «Страна преступников, страна сидевших…»
А власть, отгородившись охраной и фигурными решетками, живет спокойно.
Еще. Власть просто-напросто всей мощью и всеми возможностями своими должна оберегать три (по крайней мере) вещи. Это безопасность, здоровье, образование.
О том, как нас оберегает власть, сказано выше. Об охране здоровья, то есть о нашей медицине – даже говорить больно. Состояние общедоступных поликлиник ужасающе. Медики находятся, как бы в состоянии постоянной итальянской забастовки, то есть работают «от и до» – в нашем случае, отбывают время от начала приема до его конца. Врачу сегодня хочется сказать, как во времена Даниэля Дефо: «Не подходи!», чтобы не подцепить что-нибудь от предыдущего пациента. Очереди, жандармские методы общения с пациентами, полное отсутствие внимания и, порой, элементарных знаний, приводит к мысли, что посещать врача так же бесполезно, как и знахаря. «Меня к врачу принесут!» говорит одна моя знакомая, и я вполне разделяю ее горькую иронию.
Немного об образовании
Сегодняшний учитель – и в городе, и на селе – потерял лицо. В царской России и Минпрос, и земства строили школы. Они заботились не только о начальном образовании детей из народа, но и создавали условия для работы учителей. Был важен престиж, авторитет учителя, его особое положение. Ему давали возможность читать, интеллектуально развиваться, совершенствоваться в своем деле. А не пасти козу, чтобы выжить, не держать корову или разводить кур. Не стоять на участке над картошкой… Это нужные дела. Но – не учительские. Учитель должен учить, а, значит, много знать сам, разбираться в жизни, уметь дать совет, быть личностью… Тогда еще можно ждать, что для учеников его слово будет веским, мнение авторитетным, совет востребованным. Наши же учителя сегодня, как правило, поставлены в условия, что вопросы чиновничьего управления вытесняют у них творческие и душевные искания, профессиональный рост. Многие не вылезают со своих огородов, с которых, если не кормятся, то подкармливаются. Другие вынуждены подрабатывать.От этой беготни, от суеты, от необходимости заработать рубль хоть как-то, случается, даже деформируют нравственные ориентиры. – Ну, скажем, вымогают дорогостоящие подарки из родителей учеников, например, к праздникам, в конце учебного года или перед выпускными вечерами. И какой тут авторитет? Какие ценности они могут привить своим воспитанникам? Какой показать пример?
И что, власть не может повлиять на эту ситуацию? Ведь запрещалось же сельским учителям во времена Ильи Николаевича Ульянова (для их же блага) иметь скотину на подворье и разводить огороды.
Но я не о запретах. Достойная и своевременная оплата труда – это главный критерий оценки властью важности учительского труда. Сегодня же зарплата учителя скорее его дискредитирует, ибо, молодежь уже справедливо думает, что работать за такие деньги уважающий себя человек не может.
Особого разговора требует среднее специальное образование. Сегодня многие предприятия и учреждения сталкиваются с невозможностью найти квалифицированных рабочих многих специальностей. Нет слесарей, нет плотников, нет токарей – перечислять можно долго. Исчезает квалифицированный рабочий. Ибо ему не платят, у него исчезли все гарантии, которые раньше давало ему государство. Он стал человеком второго сорта. В частном секторе работодатель притесняет его, как может. Никакие законы о труде там не действуют. А ведь у нас еще всего лишь четверть века назад было «первое в мире пролетарское государство». Странно как-то! Раньше рабочий был гегемон. А теперь он никто. Разве не задача власти изменить сложившееся положение? Продумать власти систему поддержания квалифицированных рабочих кадров, найти, как привлечь молодежь к получению рабочих специальностей. Дать юридические и экономические гарантии, следить за их исполнением.
Одна из проблем – положение преподавателя. Сегодня он, к сожалению, работает на износ. Оплата его труда по отношению к его квалификации и нагрузке, попросту говоря, никчемная. Преподаватель не имеет и все так же не будет иметь возможности полноценно совершенствоваться. Он не может на свои деньги увидеть мир, что очень важно для формирования правильных представлений о многих предметах мировоззренческого характера. Учитель находится в постоянной гонке за заработком, за лишней копейкой. Разве нормализация положения в этой сфере – не важная миссия власти? Тем более что в значительной степени школьное образование финансируется государственным бюджетом.
Напрашивается вечный российский вопрос: кто виноват, что делать? Ответ очевиден: мы сами. Мы не хотим прилагать усилия, чтобы сделать власть другой. Не хотим думать, за кого и во имя чего голосуем. Не ходим на выборы, думая, словно пятиклассник: «Назло кондуктору пойду пешком». Выбираем власть по принципу «..а кого угодно…какая разница?..» Терпим, когда нас гоняют по инстанциям, как футбольный мяч. И не вспоминаем о своих правах, делегированных власти, которая ПОЭТОМУ должна быть нам ПОДОТЧЕТНА в своих действиях. Ругаем Президента или правительство – потому что это сегодня не опасно – но как подобострастно смотрим на самого никчемного клерка! И не потому ли так свысока он посматривает на нас?!
Так что пока мы сами не изменимся, наша власть так и не станет для нас, по словам моего польского знакомого пана Вацлава, «прочным и хорошим ботинком, который и не жмет, и не давит». Но убережет и согреет.
Будет ли так, а?