Лучшая блюзовая вокалистка Чикаго выступила перед ульяновцами в минувшие выходные в рамках Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…».
В переводе с английского «блюз» означает «тоска» или «печаль». И это неудивительно, ведь зародился этот стиль на хлопковых плантациях юго-востока США, где трудившиеся чернокожие рабы имели обыкновение петь во время работы. Музыка стала их отдушиной, дававшей возможность хоть ненадолго скрыться в мире грез от гнетущей действительности. Так постепенно из народного фольклора выросло целое направление, подлинный расцвет которого пришелся вначале на период 20-х годов прошлого столетия, когда блюз исполняли джазовые оркестры, а затем – на конец 50-х -70-е, с приходом эры рок-н-ролла. Многие, если не большинство известных исполнителей, от Элвиса Пресли и вплоть до «последней супергруппы мира» Guns n Roses, ориентировались в своем творчестве именно на блюз. Ибо эта музыка оказалась вне времени и моды. Подобно старому драгоценному вину, с годами блюз лишь становится все более изысканным, органично сочетая современные веяния с классической основой.
Это, кстати, подтвердил состоявшийся концерт Дейтры Фарр в сопровождении московской группы The Boneshakers. Для молодых слушателей выступление стало первым знакомством с живым исполнением блюза. И к чести чернокожей певицы, сумевшей донести до аудитории саму сущность этой музыки, по ходу концерта произошло настоящее погружение в мелодии, которые заставляли трепетать душу. Перемежая собственные песни с композициями легендарного блюзмена Мади Уотерса, Дейтра неустанно раскачивала зал, непринужденно общалась с публикой, чем вызвала настоящий восторг. Старались и музыканты. Лидер The Boneshakers Вадим Иващенко исполнял красивые соло на гитаре, а клавишник Антон Ильин покорил симбирян импровизацией. Кстати, вместо привычного синтезатора музыкант использовал электроорган, подобный тем, на которых играли The Doors и Deep Purple. На память невольно приходили записи Джерри Ли Льюиса, игра которого со временем стала классикой жанра.
– Концертом в Ульяновске я завершаю свой тур по одиннадцати городам России, – рассказала Дейтра Фарр. – Я второйраз в России и не перестаю восхищаться вашей страной. Очень красивая архитектура, и, судя по выступающему со мной бэнду, – отличные музыканты. Кроме того, во мне есть примесь русской крови, что тоже объясняет мое стремление выступать в вашей стране (смеется).
Ответила певица и на ряд вопросов.
– Прием россиян отличается от реакции слушателей в других странах?
– Насколько могу припомнить, меня везде встречают хорошо. Русские слушатели ведут себя скромнее, и вначале просто слушают музыку, а затем расходятся, начинают подпевать, аплодируют.
– А с российской музыкой Вы знакомы? У нас тоже немало авторов, пишущих композиции в блюзовом стиле.
– К сожалению, нет, хотя было бы интересно послушать.
– Вы из музыкальной семьи?
– Профессионально работаю на сцене только я. Остальные родственники поют в церковном хоре – это очень распространено в США.
– У Вас насыщенный концертный график?
– Да, обычно посещаю до 30-40 стран в год. Иногда сильно устаю, но если выпадает свободное время, стараюсь проводить его с пользой. Пишу стихи, статьи для музыкальных журналов, воспоминания. Думаю, что про Ульяновск я тоже напишу что-нибудь хорошее.
Беседовал Даниил Старков

НАША СПРАВКА
Дейтра Фарр родилась в 1957 году в Чикаго. В возрасте 18 лет записала первый сингл Won’t Support Me. Девушку заметили и пригласили выступать на блюзовых площадках США и Канады. Длительное время являлась вокалисткой различных групп. Ее «мягкая» манера пения неизменно привлекала слушателей.
Первый сольный альбом Дейтры Фарр The Search is Over вышел в 1997 году в Лондоне. В 2005 году был записан еще один диск Let it Go. Гастрольные поездки певицы проходили по десяткам стран мира. Имя Дейтры Фарр занесено в Музей блюза наряду с Би Би Кингом и другими легендами. Помимо музыки прославилась как писательница и художник.