Как сделать более эффективным взаимодействие педагогов и журналистов? Как защитить учителей и школы от необоснованных «ударов» в публичном пространстве? Что нужно сделать, чтобы повысить престиж педагогической профессии?
Эти и другие вопросы были рассмотрены на недавнем заседании областной Педагогической палаты. Встреча прошла в формате «круглого стола», на котором представители СМИ и учителя довольно откровенно и искренне обсудили названные выше проблемы.
Аттестация- способ унизить педагога?
В начале дискуссии председатель Педпалаты Андреи Скворцов рассказал о некоторых результатах работы упомянутой общественной организации.
– Палата организована полгода назад. За это время удалось созвать наши представительства в каждом муниципалитете региона, и они действительно работают. Также мы начали проводить так называемые стратегические сессии, то есть встречи педагогического сообщества и внешних экспертов. К примеру, декабрьская сессия была посвящена важной теме повышения престижа профессии учителя, – сообщил выступающий.
Помимо этого, члены Педпалаты акцентировали внимание на такой проблеме, как аттестация педагогов.
– На последней расширенной коллегии областного Минобразования мы указали на то, что зачастую аттестация из современного инструмента роста учителя превращается в инструмент его унижения. И, конечно, эту ситуацию нужно исправлять. Мы договорились с представителями Министерства о том, что совместно исследуем данную проблему и предложим пути ее решения, – заявил Скворцов.
Вернуть уважение учителю
Другие интересные идеи новой общественной организации связаны с повышением престижа педагога. В общем-то, именно эта тема подтолкнула участников встречи к дискуссии.
Представители Педпалаты назвали несколько «шагов», которые могли бы способствовать достижению указанной цели. Прежде всего, следует существенно уменьшить различные виды отчетности, которые современные учителя вынуждены составлять.
– Речь идет не только о засилье отчетов, планов и документов, но и о необходимости готовить кучу ненужных мероприятий. «Вот срочно проведите это мероприятие – и в школе резко повысится патриотизм!» – я несколько утрированно говорю, конечно, но, в общем-то, происходит именно так. Нередко все эти бессмысленные действия отнимают у учителей то время, которое они могли бы потратить на детей и собственный творческий рост, -считает зампредседателя палаты Искандер Фасхутдинов.
Также члены Педпалаты указали на многочисленные и часто ненужные директивы со стороны чиновников от образования: понятно, что такой подход не предоставляет учителям должного уровня самостоятельности и, соответственно, снижает возможности их творческого роста.
Впрочем, стоит отметить, что эти хорошие идеи пока имеют несколько абстрактный характер. О том, как именно их можно воплотить в реальную повседневность школьной жизни, на «круглом столе» не было сказано ни слова. Единственное – было предложено выступить с инициативой принять региональный закон «О статусе учителя», который защищал бы права педагогов.
Журналисты и учителя
Большие надежды – в деле повышения престижа учительской профессии – представители палаты связывают со СМИ. Они отметили, что в прессе чаще появляются негативные материалы о педагогах и школах, нежели что-то положительное.
Впрочем, присутствующие журналисты не согласились с такой позицией: просто в силу психологии восприятия негатив намного более заметнее и имеет больший резонанс. Иное дело, когда представители СМИ для того, чтобы сделать свой материал «хлестким» и более заметным, начинают нарушать правила профессиональной этики или попросту лгать.
В связи с этим собравшиеся обсудили недавние публикации двух ульяновских порталов, в которых сообщалось, что полицейские задержали машину с несовершеннолетними проститутками. Среди них якобы были ученицы из «элитной» 33-й гимназии.
– Понимаете, сама эта острая социальная проблема есть, и о ней нужно говорить и писать. Но ведь очень важно, какая цель при этом преследуется и в каких формах это преподносится, – отмечает член Педпалаты Ольга Глазистова. – О чем пишет, к примеру, автор одной из упомянутых публикаций? «Видимо, пока учителя (33-й гимназии. – Ред.) занимаются карьерой и завоевывают регалии для школы, школьники пускаются во все тяжкие». В названии статьи также указывается номер гимназии. В то же время имеются официальные документы из полиции, которые однозначно подтверждают, что среди задержанных учениц 33-й гимназии нет и не было. Другими словами, это откровенная ложь! Именно поэтому мы задаем закономерный вопрос: журналисты упомянутых интернет-порталов поднимают здесь острую социальную проблему или просто пытаются облить грязью конкретную школу? Нам представляется, что именно второе.
Глазистова сообщила, что учебное заведение планирует подать в суд на названные СМИ за клевету.
– Таким образом, главной целью сегодняшней встречи является налаживание связей между двумя профессиональными сообществами – педагогами и журналистами. Мы с вами делаем одно дело – «окаймляем» и воспитываем души наших учеников и читателей. Все-таки должно быть представление о профессиональной этике и понимание последствий, к которым может привести наша с вами работа. Разве подобные статьи улучшают что-то в мире или «вскрывают» проблему? Нужен другой подход и другой уровень взаимодействия СМИ и педагогов. И к этому должны стремиться не только журналисты, но и сами учителя, – подытожил общее мнение собравшихся руководитель Педагогической палаты.
Евгений Нувитов