Как подчеркнул Прокурор Ульяновской области Хуртин Сергей Анатольевич, на сегодняшний день содержанием незаконного оборота древесины и всей системы противоправных лесозаготовок является не примитивное воровство, а масштабный криминальный бизнес.
Однако фактов нарушения лесного законодательства в промышленных масштабах, а также организованными группами и коррупционной направленности в регионе не выявляется.
При этом уже сложились целые сообщества «черных лесорубов» со всеми сопутствующими атрибутами. В них задействовано множество людей, дорогостоящая техника, а неучтенные доходы исчисляются значительными суммами.
В такой ситуации не отвечает предъявляемым законом требованиям деятельность региональных органов госвласти и подведомственных им организаций, наделенных контрольно-надзорными полномочиями.
Так, прокурорские проверки свидетельствуют о том, что министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не обеспечивается надлежащий кадастровый учет земель лесного фонда, не всегда принимаются меры к понуждению лесопользователей к исполнению условий арендных соглашений, в течение длительного времени не проводятся мероприятия по лесоустройству.
Его деятельность сопровождается избирательным подходом при привлечении виновных к административной ответственности, отступлениями от требований закона при осуществлении государственного лесного надзора.
Также Прокуратурой Ульяновской области вскрыты факты заключения Минприроды с арендаторами дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, что привело к недополучению федеральным и региональным бюджетами более 79 миллионов рублей. На сегодняшний день 16 исков прокуратуры о признании указанных допсоглашений недействительными региональным Арбитражным судом уже удовлетворены.
Кроме того, Минприроды области не контролировалась деятельность подведомственных лесничеств, при проверке которых выявлены многочисленные случаи несоблюдения периодичности обследований и рейдовых осмотров лесов, что не позволяло своевременно выявлять и пресекать незаконную рубку древесины.
Прокуратурой области вскрыта незаконная «схема» реализации лесных насаждений физическим лицам как способа легализации коммерческого оборота древесины.
При проверке таких договоров купли-продажи, которых за последние два года с гражданами было заключено почти 9 тысяч, выявлены признаки фальсификации заявлений о выделении лесных насаждений, случаи передачи предназначенных для личных нужд лесных участков для использования в коммерческих целях, что свидетельствует о незаконной рубке лесных насаждений, о злоупотреблении служебным положением работниками лесничеств, реализации древесины по заниженным ценам, причинении ущерба государственному бюджету.
По данным фактам в текущем году возбуждены 5 уголовных дел по ст.159 УК РФ (мошенничество).
После вмешательства прокуратуры области региональным Минприроды разработан проект Закона Ульяновской области, принятие которого позволит упорядочить предоставление древесины гражданам и минимизировать случаи ее нецелевого использования.
В ходе проверок факты незаконных рубок деловой древесины под видом осуществления санитарных чисток выявлены в Барышском, Кузоватовском и Инзенском районах. При этом бездействие должностных лиц лесничеств не позволило своевременно пресечь допущенные лесопользователями нарушения.
При попустительстве Минприроды области и его учреждений коммерческими структурами игнорировались правила заготовки древесины и санитарной безопасности в лесах.
В результате нарушения законодательства в деятельности лесопилок и предприятий лесоперерабатывающего комплекса пресечены прокурорами практически во всех районах региона.
В целом в 2014-2015 гг. в сфере лесопользования прокурорами Ульяновской области выявлено более 1300 нарушений, в целях устранения которых в суды направлено около 100 заявлений, внесено свыше 140 представлений, по материалам прокурорских проверок к административной ответственности привлечены 326 лиц, возбуждено 33 уголовных дела.
Однако достижение положительных результатов возможно лишь при согласованности действий всех без исключения оперативных служб и властных структур.
В частности, усиления требует деятельность правоохранительных органов по своевременному и в полном объеме взысканию ущерба, причиненного лесонарушениями, и административных штрафов за их совершение.
В то же время прокурорскими проверками вскрыты факты волокиты при возбуждении соответствующих исполнительных производств, длительного бездействия, неполноты исполнительных действий, несвоевременного перечисления денежных средств, взысканных с должников, непринятия мер по объявлению их розыска.
Как результат, региональной службой судебных приставов при общей сумме ущерба, причиненного лесному фонду, в размере более 78 миллионов рублей по исполнительным производствам с нарушителей в прошедшем году реально взыскано лишь 5,6 %.
Кардинальной перестройки требует организация работы по противодействию криминализации лесопромышленного комплекса территориальных отделов полиции, где не изжиты из практики факты вынесения по итогам доследственных проверок явно незаконных процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Имеются серьезные недостатки при выявлении лесопреступлений, основная масса которых связана лишь с самовольными рубками деревьев гражданами, и их раскрытии. Лица, совершившие преступления данного вида, установлены лишь в 35 % случаев.
По-прежнему низким является качество процессуальных проверок по фактам задержания транспортных средств, перевозящих древесину без надлежащих документов.
В завершение Прокурор Ульяновской области Хуртин С.А. отметил необходимость не только выработать совместные меры, направленные на реальное исправление ситуации, но и реализовать их. «Наша задача – это не погоня за цифрами, а работа на конечный результат и решение поставленных задач в сфере лесопользования».
По итогам координационного совещания руководителей правоохранительных органов региона разработан комплекс конкретных мероприятий по достижению намеченных целей и повышению результативности деятельности.