В Ульяновске готовится к открытию самая крупная за последнее десятилетие выставка художественного неформального объединения «Левый берег». Поклонников живописи ждут 3 апреля в 16.00 в Ленинском мемориале (БЗЛМ, 3 этаж). Накануне открытия выставки ulpressa.ru рассказывает о «левобережцах». На этот раз предлагаем вашему вниманию отрывок из статьи 1989 года, написанной искусствоведом Еленой Сульдиной для «Ульяновской правды» под впечатлением первой официальной выставки «Левого берега». Елены уже нет с нами, но ее мысли о природе творчества, о времени и художниках необычайно актуальны и точны. Поиск художников Не ждите праздника, он уже есть: 10 марта в выставочном зале Дома художников открылась выставка-неожиданность, выставка-подарок, на которой вас встретят работы двух неформальных объединений — ульяновского «Левого берега» и димитровградской «Бригады самодеятельных авангардистов «Минтай». От «Левого берега» – три представителя. Виталий Борисов — скульптор, и хотя он очень молод, его работы совсем не отдают ученичеством, они выразительны, смелы, остры по форме. Двое других — живописцы Роман Идрисов и Алексей Соколов — уже знакомые зрителям по отдельным выставлявшимся ранее работам. Путь художника — всегда путь познания и освоения мира внешнего и мира своей души. Кто скажет, что сложнее? Роман Идрисов не сочиняет живописных сказок, он созидает неповторимый мир своей личности. И размышления о времени, искусстве, немоте жизни, и духовная перенасыщенность часто вызывают отход от зримой предметности формы к ярким, как боль, почти экзальтированно-напряженным вещам. «Охота на волков». Беззащитность белизны, как чистота свежего снега, и алые, цвета свежей крови, флажки. А «Могила Малевича» (где цветистое небо и большое, очень одинокое дерево, а рядом кубический камень) так пронзительно наивна и свежа, словно время застыло в детстве. Странные работы. Странные и красивые. Особенно красива, пожалуй, «Король с королевой» – хрупкая, на которой словно распускается сапфировый с ломкими лепестками цветок. Не нужно судить работы Идрисова по обычным законам, не по ним они создавались. В нашем искусстве (том, что нам было известно) в 30-х годов не слишком-то много менялось. И работы Идрисова, может быть, неровные, но всегда нетривиальные, поставят перед зрителем вопрос: что ему ближе — остановившееся время, остановившееся искусство или искренние до самоотвержения попытки отразить кистью, цветом диссонансы бытия, отзывающиеся в душе художника. Работы Идрисова легко соседствуют с вещами старшего товарища-левобережца. Мир Алексея Соколова — мир цветов и птиц, бурных карнавалов и цыганской песни, мир добрых городов и тонной, чуть печальной женской красы. Чаще всего его представляют только как создателя целой серии натюрмортов. Они и вправду хороши, хотя этим обозначением – «мертвая натура» – не хочется называть истаивающие в млечном сумраке фона «Голубые одуванчики» и хрустально-чистые, купающиеся в переизбытке утренней свежести и света букеты на столе. И, конечно, не «мертвая натура» «Раки», красные, а значит, вареные, а все равно живущие явственно ощутимой неуклюжей, напряженной, угрюмоватой жизнью, или серебрящиеся «Речные рыбы», существование которым дает свобода композиции и столкновение мягкости, вкрадчивой сложности колорита с резкой, широкой, раскованной работой кисти. Художник сдирает покров обыденности с живого и вещного мира и потому не может быть неожиданным (кажется, даже для самого себя), и неясно, что для него важнее — живые толчки натуры или пьянящая радость работы, упоение материалом, краской, то легкой и полупрозрачной, то свободно движущейся по холсту, оставляя просветы фона и густые, стремительные «непричесанные» мазки. Роман Идрисов как-то написал портрет Соколова под названием «хозяин желтого цвета». Цвет бывает в работах художника и звонко чист, и притемнен, и сложно разработан, и всегда Соколов обращается с ним свободно, подчас даже агрессивно. Лишь всплески цветности в «Цыганском танце». Работа темная — от сочной бархатистости черного пятна до перламутровых серебристо-серых мерцаний. И тут же — росчерк линии, летящей, легкой, прихотливой, как в мгновенном перовом рисунке. И нет никаких сюжетных намеков, да и лицо, и абрис тела почти угаданы зрителем, но здесь музыка, словно сама форма, не исчезая, не истаивая, становится духовной. Интуитивная очень современная манера живописи, но странно — при долгом знакомстве с работами Соколова возникает сначала смутное, а потом все более устойчивое ощущение родства ешго вещей с народным искусством, даже точнее, с городецкой росписью. Не о канонах тут речь: родственность — в свободе, раскованности, ярком декоративном начале. Очень, очень разные и все же похожие — наверное, искренностью — работы А. Соколова и Р. Идрисова. В наше время, накопившее много горечи, неверия и смятений, их умение любить жизнь во всех проявлениях ее плоти и духа — знак победы над повседневностью. Иллюстрация: Алексей Соколов, «Автопортрет с красавицей», 1989, картон, масло. Мало кто знает, что на этой картине художник изобразил себя рядом с Еленой Сульдиной. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
утч.
Художники Лену знали по прежней фамилии – Шаталина.