В субботу, 28 марта, философ и культуролог, профессор ВШЭ Виталий Куренной по приглашению Улграда прочитал в «Хаб-кафе» лекцию «Распределенный образ жизни: российское общество наизнанку». Лекция состоялась в рамках проекта «Осмысление». Своими мыслями, возникшими при осмыслении и конспектировании лекции, с читателями Улграда решил поделиться политолог Роман Матвиенко. Постановка проблемыСегодня огромный пласт повседневной жизни россиян выпадает из поля зрения исследователей. С одной стороны, современной российской культурой никто не занимается эмпирически: большинство исследований в этой сфере носит «книжный характер». С другой стороны, социологические исследования носят странный политико-инструментальный характер. Недвусмысленно об этом свидетельствует недавний фильм «Крым. Путь на родину», в котором В. Путин рассказал о «закрытом социологическом опросе», проведенном в преддверии крымского референдума.
Такое отношение фактически табуирует социальную сферу. Мы ничего не можем сказать о том, что рядом. Этот пробел и призван восполнить проект «Распределенный образ жизни», который предлагает другое видение российского общества. Понятие распределенного образа жизни предложено отечественным исследователем Симоном Кордонским. Кордонский обращает внимание на отсутствие в России «на самом деле» общества и государства в традиционном их понимании. Социальную структуру, которая заменяет общество, Кордонский обозначает как распределенный образ жизни.
Теории современного общества игнорируют существование этих элементов, соответственно они мало интересуют исследователей. Тем не менее в России мы сталкиваемся с ними везде. Экономические и политические аспекты распределенного образа жизниПоявление инфраструктуры, социальным выражением которой выступает распределенный образ жизни, связано с мобилизационным характером нашего общества. Когда государство не может обеспечить население продовольствием, оно фактически отдает эту функцию на откуп населению. Повсюду эти моменты обостряются, когда государство утрачивает способность гарантировать социальную справедливость, например, в военные годы. Когда же государство «приходит в себя», оно начинает забирать эту функцию: неслучайно в сталинский период отношение к личному подсобному хозяйству было более либеральным, чем при Хрущеве.
Впрочем, попытки административно регулировать и контролировать эту сферу оказываются безуспешными. Советское государство (а сегодня — российское) было хозяйственно и территориально неоднородным, отсюда — разные трактовки законов, различия в практике и результатах их применения. Значительная часть повседневной жизни становится теневой, она выпадает из поля зрения правовой системы. Эту ситуацию концептуализировал перуанский экономист Эрнандо де Сото в «Загадке капитала». В развивающихся и бывших социалистических странах легальная система частной собственности на недвижимость недоступна большинству граждан. Все они оказываются снаружи «стеклянного колпака» — в теневой зоне, где каждый может заниматься своим делом, но не имеет ни малейшей возможности капитализировать результаты собственного труда. Если внутри «стеклянного колпака» жизнь в целом регулируется правом и законами, то за его пределами всегда обнаруживаются возможности решить проблемы иначе. Государство влияет не только на экономические аспекты распределенного образа жизни. Распределенный образ жизни — это также способ преодолеть политическое давление со стороны государства. Осмысленный образ жизниОднако экономический и политический аспекты распределенного образа жизни не являются главными. В интервью люди не говорят о бегстве от репрессивного давления государства. По данным экономистов, товарность производства подсобных хозяйств снижается, хотя количество приобретенных участков под эти цели растет.
Это актуальная тема для всего капиталистического мира, хотя в его центре и на полупериферии она выражается по-разному. Это проблема превращения времени в смысл, знакомая нам по марксистскому представлению об отчужденном труде и критике общества потребления. Элементы распределенного образа жизни становятся отдушиной, где человек реализует себя — неважно, выращивает ли он овощи или цветы, ремонтирует машину или что-то строит. С этой точки зрения с распределенным образом жизни мы сталкиваемся не только в России. DIY-культура и экологическое сознание стали вполне органичными элементами и западной жизни (откуда, кстати, успешно импортируется и в нашу страну). Не торопиться, а понять — вместо заключенияВ «Загадке капитала» де Сото анализирует причины краха капитализма в не-западных обществах. Чтобы понять, почему капитализм успешен на Западе, он обращается к раннему модерну. Де Сото обнаруживает, что в этот период в западных сообществах происходит кодификация спонтанно сложившихся отношений — законодатель только фиксирует практику разрешения конфликтов. Соответственно, заключает де Сото, законы работают там, где юридическая система схватывает статус-кво. В развивающихся и посткоммунистических странах существует зазор между реальностью и законом. Задача государства — сокращать этот зазор. Для этого оно, с одной стороны, должно упрощать процедуры легализации, чтобы поощрять выход людей из теневого сектора, а с другой — усиливать репрессивное давление.
Для адекватного преобразования этого пласта, его эффективной легализации (в экономико-правовом отношении) и интеграции в публичную сферу (в социокультурном отношении) необходимо, в первую очередь, должным образом описать и понять его. В конце концов, преобразование распределенного образа жизни должно иметь в виду важный цивилизационный аспект. Вся планета никогда не сможет жить как западная цивилизация, но нужно сделать так, чтобы люди прожили жизнь, не испытывая слишком больших разочарований. Роман Матвиенко, политолог |
|