Мы публикуем галерею работ с выставки “Русский палимпсест” московского фотографа Максима Шера, которая открылась в культурном инкубаторе “Квартал”. Выставка посвящена фиксации постсоветского обитаемого ландшафта в начале ХХI века. Оригиналы наиболее знаковых работы можно посмотреть в “Квартале” по адресу ул. Ленина, д.78. Мой не законченный пока проект «Русский палимпсест» – своеобразный каталог архетипов современного постсоветского городского ландшафта, переживающего трансформацию от коммунистической утопии к доморощенной версии капитализма. Название проекта указывает на стремление автора воспринимать ландшафт в качестве носителя наслоившихся друг на друга пластов визуальной информации о культуре повседневности, которая нуждается в фиксации и осмыслении. Я фотографирую новую застройку – жилую, общественную, коммерческую – и старую, приспособленную для нового использования. Моя задача – зафиксировать типичное и узнаваемое в нашей жилой среде – супермаркеты, бизнес-центры, бензоколонки, жилые дома. В советское время свободное фотодокументирование внешнего вида обитаемых пространств было по сути под запретом. Одним из немногих источников визуальной информации об обитаемой части территории собственной страны для советских граждан были выпускавшиеся госиздательствами открытки с видами городов, но и на них изображались, как правило, только достопримечательности, чаще идеологически заряженные. Лишь малая часть показывала что-то обычное/типичное – универмаг, стадион, кинотеатр. Именно эта малая часть советских открыток для меня – возможность нащупать хлипкую визуальную «опору» для воссоединения с дореволюционной традицией документальной фотофиксации жилой среды. Другая важная опора – фотография Стивена Шора, Роберта Адамса, Бернда и Хиллы Бехер, которых Уильям Дженкинс объединил в 1975 году на рочестерской выставке New Topographics, а также их учеников, сформировавших Дюссельдорфскую школу. Они тоже в той или иной мере составляли фотографические каталоги застроенных ландшафтов. Я намеренно снимаю постройки и виды, которые можно увидеть в любом населенном пункте бывшего СССР. Так я смещаю оптику с достопримечательного на банальное, или, другими словами, делаю банальное достопримечательным, чтобы демистифицировать, расколдовать образ ландшафта. Важен и символический аспект работы фотографа, изучающего и фиксирующего обитаемый ландшафт. Постутопическое состояние нашего общества требует от активного постсоветского индивида отстаивания даже таких базовых вещей, как право свободно смотреть на собственную страну со своей частной точки зрения без навязываемых конструктов, мешающих восприятию. В этом смысле проект является отчасти еще и способом метафорического присвоения взгляда на наше обитаемое пространство. Это важная умственная операция для человека, живущего в авторитарном обществе, где публичное пространство – до сих пор во многом пространство власти, а образ этого пространства долгое время был монополией государства. Максим Шер Полная галерея выставки доступна по адресу: http://ulgrad.ru/?page_id=131381. |
|