Из отчета Главы администрации Ульяновска Сергея Панчина о своей деятельности и деятельности администрации города за 2014 год, зачитанного на заседании Городской Думы 25 марта.
За отчетный период все усилия Главы и администрации города Ульяновска были направлены на решение вопросов местного значения в соответствии с требованиями Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и в соответствии с Уставом города.
Основные приоритеты нашей работы определены:
– «майскими» Указами Президента Российской Федерации В.В. Путина;
– бюджетным и инвестиционным посланиями губернатора Ульяновской области СИ. Морозова;
– основными направлениями деятельности администрации муниципального образования «город Ульяновск» до 2018 года;
– муниципальными программами, ориентированными на важнейшие направления развития города Ульяновска.
В 2014 году нашими основными приоритетами были:
– сохранение стабильности социально-экономических показателей, развитие городской экономики;
– совершенствование территории нашего города, создавая условия для более комфортного проживания горожан;
– реализация на территории города эффективной социальной политики;
– развитие человеческого потенциала и гражданского общества;
– обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления и диалога с населением.
В условиях быстрого нарастания внешних финансово-экономических трудностей удалось сохранить стабильность всех основных социально-экономических показателей, по многим обеспечить позитивную динамику.
Город Ульяновск в рейтинге региональных центров Приволжского федерального округ а по динамике основных показателей социально-экономического развития по итогам 2014 года вышел на 5-е место (поднявшись в течение года с 11 места).
Удалось обеспечить стабильность всех показателей городского бюджета – главного инструмента городского управления.
Сохранение стабильности городской экономики и городского бюджета позволило обеспечить выполнение всех социальных обязательств, в том числе опережающими темпами увеличивать заработную плату работникам бюджетной сферы в соответствии с «майскими» Указами Президента России.
Завершается подготовка городской стратегии на предстоящие 15 лет, что позволит вывести город на новый уровень устойчивого развития.
В сфере демографии впервые, более чем за 20 лет, в городе зафиксирован естественный прирост населения, что является важнейшим интегральным показателем улучшения социального самочувствия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2014 года №2420-р по итогам Всероссийского конкурса на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России» муниципальному образованию «город Ульяновск» присуждено второе место с вручением диплома Правительства Российской Федерации II степени и денежной премии.
Пять ульяновских школ вошли в список 500 лучшихшкол России, а десять детсадов – во всероссийский рейтинг муниципальных детских садов России-2014. Таланты и уровень подготовки учеников ульяновских школ признаны на самом высоком уровне: 7 человек стали победителями Всероссийской олимпиады школьников и 13 человек получили гранты Президента Российской Федерации.
Достигнут показатель 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Таким образом, на год раньше в Ульяновске решена задача, поставленная Президентом России В.В. Путиным в «майских» Указах – ликвидировать к 1 января 2016 года очередь в детские сады для детей в возрасте от трех до семи лет.
Благодаря активной позиции губернатора Сергея Морозова во взаимодействии с Правительством Ульяновской области город Ульяновск одним из первых муниципальных образований в регионе и стране внедрил оценку регулирующего ; воздействия (ОРВ) проектов нормативно-правовых актов и экспертизы действующих нормативно-правовых актов в пилотном формате и перешел с 1 января 2015 года к полномасштабному функционированию института ОРВ и экспертизы.
Бюджетная политика
Бюджет 2014 года стал «бюджетом удержания баланса». Учитывая быстрое развитие со второй половины 2014 года финансово-экономических трудностей и возникновение реальных угроз неисполнения бюджета, по итогам года мы можем доложить, что баланс бюджета удалось удержать в плановых показателях, и даже несколько превзойти их.
В целом бюджет города по доходам выполнен на 101,9% (уточненный план – 8 млрд. 633 млн. рублей, фактическое исполнение – более о млрд. 794 млн. рублей).
При этом объем налоговых и неналоговых доходов бюджета города при уточненном плане в 4 млрд. 648 млн. рублей составил 4 млрд. 818 млн. рублей, или 103,7%; перевыполнение составило более 170 млн. рублей.
Учитывая общее перевыполнение первоначального плана, дополнительные поступления в бюджет города составили более 537 млн. рублей (112,6% к первоначальному плану).
По сравнению с 2013 годом (в сопоставимых условиях в пересчете на действующий норматив отчислений НДФЛ) отмечается увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов на 5,7%, или более чем на 260 млн. рублей.
Расходы бюджета города за отчетный период составили 9 млрд. 116 млн. рублей, или 98,6% от плана года.
При этом:
– расходы, произведенные за счет собственных средств бюджета города, составили 5 млрд. 307 млн. рублей, или 98%;
– расходы, произведенные за счет средств федерального и областного бюджетов, составили 3 млрд. 808 млн. рублей, или 99,6%.
За 2014 год дефицит бюджета города составил 321,2 млн. рублей при годовом плане дефицита бюджета 609,2 млн. рублей.
Как и все российские города, для решения возникающих вопросов город Ульяновск также привлекает кредитные средства банков. Ситуация здесь выглядит следующим образом. По состоянию на 1 января 2014 г., долг муниципального образования «город Ульяновск» перед коммерческими банками составлял 1 млрд. 583 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2015 г., муниципальный долг перед коммерческими банками составляет 2 млрд. 2,5 млн. рублей.
В 2014 году объем муниципального долга увеличился на сумму привлеченных кредитных средств коммерческих банков на цели финансирования дефицита бюджета 2014 года в размере 418,8 млн. руб., по ставке за пользование кредитными средствами – 8,31%.
Во исполнение «дорожной карты» по созданию на территории Ульяновской области службы налоговой помощи, утвержденной губернатором Ульяновской области, в муниципальном образовании продолжила свою работу межведомственная комиссия по увеличению налогового и неналогового потенциала муниципального образования «город Ульяновск», осуществляли деятельность рабочие группы по инвентаризации территории, снижению задолженности по налоговым и неналоговым платежам, легализации теневой заработной платы и объектов налогообложения, противодействию схемам ухода от уплаты налогов и др. По результатам проводимой работы дополнительно в бюджет города поступило 185,6 млн. рублей.
В рамках работы рабочих групп, созданных при администрациях районов города,” проведены 696 рейдов по инвентаризации территории муниципального образования «город Ульяновск». По результатам проведенных рейдов выявлены следующие нарушения: не оформлены трудовые отношения с 64 работниками; осуществляют хозяйственную деятельность без регистрации 1440 субъектов хозяйственной деятельности; не зарегистрированы в налоговых органах в качестве обособленного подразделения 3 иногородние организации, осуществляющие деятельность на территории города Ульяновска; не зарегистрированы 282 объекта недвижимости.
В связи с выявленными нарушениями:
– оформлены трудовые отношения с 54 работниками;
– зарегистрированы в налоговых органах 25 субъектов хозяйственной деятельности;
– наложено 945 штрафов в отношении лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без регистрации;
– зарегистрированы 141 земельный участок и 195 объектов недвижимости.
В структуре расходов бюджета города расходы на заработную плату составили более 4 млрд. 987 млн. рублей, что составляет 54,7% от общего объема расходов.
На оплату коммунальных услуг направлено более 555 млн. рублей, или 6,1%; на оказание мер социальной поддержки – 382 млн. рублей, или 4,2%; на капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры – более 335 млн. рублей, или 3,7%; расходы инвестиционного характера составили 176 млн. рублей, или 1,9%. Самый большой блок расходов – на социально-культурную сферу – составил 5 млрд. 973 млн. рублей при уточненном плане года 6 млрд. 016,5 млн. рублей, что составляет 65,5% в общем объеме расходов.
На национальную экономику направлен 1 млрд. 376 млн. рублей (при плане 1 млрд. 397 млн. рублей), на жилищно-коммунальное хозяйство – 648 млн. рублей (при плане 668,3 млн. рублей).
Основу бюджета 2014 года составляли 16 муниципальных программ, на реализацию мероприятий которых в 2014 году направлено ассигновании в сумме более 2 млрд. 365 млн. рублей, или 97,5% от уточненного плана года.
В 2015 году действуют 18 муниципальных программ с общим объемом финансирования 1 млрд. 798 млн. руб. и 5 ведомственных целевых программ с объемом финансирования 2 млрд. 398,9 млн. руб.
По результатам оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ за 2013 год, в сравнении с 2012 годом, количество эффективных программ увеличилось с 62% до 81%. По предварительной оценке эффективности реализации муниципальных программ в 2014 году количество эффективных программ с 81% увеличилось до 88%. Эту работу по повышению эффективности реализации программ мы будем постоянно продолжать.
С целью привлечения средств вышестоящих бюджетов на реализацию мероприятий муниципальных программ муниципального образования «город Ульяновск» в 2014 году на территории муниципального образования «город Ульяновск» реализованы мероприятия пяти государственных программ Российской Федерации и семи государственных программ Ульяновской области.
Общий объем привлеченных в 2014 году средств из федерального бюджета составил более 649 млн. рублей (для сравнения: в 2013 году – 435 млн. рублей; объем привлеченных средств увеличился на 213 млн. рублей по сравнению с 2013 годом (рост почти на 50%).
Общий объем средств, привлеченных из бюджета Ульяновской области, составил более 177 млн. рублей.
На 2015 год заявлено участие муниципального образования «город Ульяновск» на условиях софинансирования в восьми государственных программах Российской Федерации и в десяти государственных программах Ульяновской области. К сожалению, учитывая сложную экономическую ситуацию и принятые решения о сокращении финансирования федеральных государственных программ, прогноз участия ! города Ульяновска в государственных программах будет пересмотрен в сторону уменьшения.
На финансирование мероприятий, реализуемых в рамках исполнения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и 1 июня 2012 года, и на выполнение задач по повышению средней заработной платы работникам бюджетной сферы города Ульяновска, при уточненном плане года 9369,7 млн. рублей, за 2014 год направлено 337,8 млн. рублей, или 91,4% от уточненного плана года.
В 2014 году экономия по итогам размещения муниципального заказа составила более 102 млн. рублей, в том числе по средствам бюджета города – более 83 млн. рублей. Данные резервы в сумме более 74 млн. рублей направлены на первоочередные нужды.
Земельно-имущественный комплекс
Всего в реестре муниципального имущества находится более 60 тысяч объектов, в том числе 6 тысяч 462 объекта жилого и нежилого фонда общей площадью 4 млн. 462 тыс. кв. м.
В 2014 году включено в реестр более 7 тыс. объектов (жилого и нежилого фонда, инженерно-коммунального назначения, движимого имущества).
В том числе:
-14 квартир по проспекту Гая, корп. 1,
– здание бывшего детского сада по ул. Октябрьская, 30-Б,
– помещения на стадионе «Симбирск», расположенном по ул. Симбирская, 45,
– котельная по ул. Локомотивная, 17-А (нежилые помещения, земельные участки, инженерные сети и оборудование, необходимое для осуществления ее деятельности).
За 2014 год от управления земельно-имущественным комплексом в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» поступило 1 млрд. 73 млн. руб.
Это на 96 млн. руб. больше утвержденного плана (на 9,8%) и на 160 млн. руб. больше, чем в 2013 году (17,5%).
Поступления земельного налога в 2014 году составили более 482 млн. руб.
Доля доходов в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» составляет 32,3%.
В 2014 году от приватизации муниципального недвижимого имущества были получены средства в размере более 360 млн. руб., что составляет 107,5% от плана.
В качестве поддержки субъектам малого и среднего бизнеса с 2008 года с начала действия Федерального закона 159-ФЗ своим правом выкупа арендуемых помещений воспользовался 661 предприниматель, из них более 90% приобрели имущество с рассрочкой на 3-5 лет, что позволило не отвлекать денежные средства из бизнеса единовременно.
В настоящее время субъекты малого и среднего бизнеса арендуют свыше 54 тыс. кв. м муниципального имущества, что составляет около 60% всего сдаваемого в аренду имущества.
Общая сумма заключенных договоров купли-продажи составляет 1 млрд. 617 млн. руб. Ежегодно в бюджет от реализации имущества в соответствии со 159-ФЗ поступает порядка 250 млн. руб.
Доходы от аренды земельных участков, собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, также являются одним из основных источников неналоговых доходов бюджета города.
За 2014 год по действующим 6897 договорам аренды земельных участков поступило в бюджет более 413 млн. руб. (перевыполнение 16% от плана, или более 57 млн. руб.). По сравнению с показателями за 2013 год поступления в 2014 году увеличились более чем на 20%, или почти на 70 млн. руб.
От продажи земельных участков поступило более 65 млн. руб., что составляет 110,6% от плановых показателей (план на 2014 год – 59,0 млн. руб., перевыполнение составило 6,3 млн. руб.).
В целях улучшения качества медицинского обслуживания и доступности медицинских услуг населению в рамках реализации проекта «Доктор рядом» под размещение офисов врачей общей практики в 2014 году предоставлены муниципальные помещения общей площадью 889 кв. м:
– по ул. Аблукова, д. 41;
– по ул. Жиркевича, д. 5;
– по ул. Железнодорожная, д. 11.
В реестре муниципальной собственности находятся 15 действующих МУП, 282 МУ, пакеты акций 11 ОАО.
В бюджет города в 2014 году от предприятий поступило 19,6 млн. руб., дивиденды ОАО составили 11,2 млн. руб.
Администрацией города Ульяновска 28 июля 2014 г. был заключен муниципальный контракт с ОГУП БТИ на оказание услуги по сбору информации о земельных участках муниципального образования «город Ульяновск» и наполнению баз данных.
Во исполнение муниципального контракта исполнителем предоставлены материалы по 108858 земельным участкам муниципального образования «город Ульяновск» и наполнению баз данных.
Во исполнение муниципального контракта исполнителем предоставлены материалы по 108858 земельным участкам (808 кадастровых кварталов) города Ульяновска.
В результате инвентаризации выявлено:
– 4385 земельных участков, сведения по которым отсутствуют в базе УФНС;
– 2984 земельных участка, сведения по которым отсутствуют в базе УФРС, но облагаются земельным налогом;
– 3051 земельный участок, пользование которыми осуществляется без земельно-правовых документов (самовольно захваченных), в том числе 860 свободных от строений участков и 2191 земельный участок с самовольно возведенными объектами;
– 360 земельных участков, пользование которыми осуществляется не по целевому назначению (разрешенному использованию);
– 740 свободных земельных участков;
– 20542 неиспользуемых (заброшенных) земельных участка, в том числе 20046 участков, расположенных в садоводческих товариществах.
К настоящему времени уже выявлено еще более 200 нарушений землепользования, направлено 144 исковых заявления об освобождении земельных участков и взыскании суммы неосновательного обогащения.
В судебном порядке взыскана сумма неосновательного обогащения 5 млн. 165,5 тысячи рублей, а также вынесено 66 решений об освобождении самовольно захваченных земельных участков.
В целях пополнения бюджета и недопущения использования земельных участков без оформленных земельно-правовых документов совместно с Ульяновской Городской Думой разработан проект закона об упрощенном порядке оформления объектов недвижимого имущества.
С целью осуществления муниципального контроля соблюдения земельного законодательства за 2014 год осуществлено:
– 2030 обследований (осмотров) земельных участков на территории муниципального образования «город Ульяновск»,
– 75 проверок соблюдения земельного законодательства.
Выявлено:
– 297 нарушений использования земель,
– 32 нарушения условий договоров аренды земельных участков.
По итогам рассмотрения на нарушителей наложены административные штрафы.
Экономика
В целом за 2014 год, несмотря на глубину падения промышленного производства в первом квартале 2014 года, которая составляла около 30 %, экономика города показала положительную динамику.
Наилучших результатов по итогам 2014 года город достиг по следующим направлениям: промышленное производство, строительство, транспорт, рынок труда и демография.
В итоге город Ульяновск в рейтинге региональных центров Приволжского федерального округа по динамике основных показателей социально-экономического развития по итогам 2014 года вышел на 5-е место.
Здесь необходимо отметить, что этот результат дался очень непросто, управленческие команды столиц регионов Приволжского федерального округа работают очень активно, любая ошибка и любое промедление сразу же отбрасывает городские команды в самый низ рейтинга Достаточно привести такой пример: в 2013 году в этом рейтинге Ульяновск закончил на 13-м месте, в 2014 году борьбу за место в рейтинге город начал с 11-го места из 14 субъектов. Сейчас за счет напряженной и слаженной командной работы мы вышли на 5 место среди 14 столиц поволжских регионов.
Из чего складывается этот общий результат?
По итогам 2014 года темп роста отгрузки товаров промышленного производства достиг максимального значения за два последних года -113%. С начала 2014 года темп роста увеличился на 45 процентных подпунктов (с 68%).
По обороту организаций по всем видам экономической деятельности темпроста в течение года увеличился с 82% до 105%.
Удельный вес убыточных организаций уменьшился в течение года с 34% до 25%.
Ввод в действие жилых домов по итогам 2014 года составил 429 тыс. кв. м, что выше почти на 15% объема введенного жилья в 2013 году. План жилищного строительства, поставленный Правительством Ульяновской области, выполнен на 100%.
В течение 2014 года темп роста по перевозке грузов автотранспортом предприятий всех видов деятельности увеличился с 88% до 105%, и по грузообороту предприятий – с 118% до 144%. В2013 году значения данных показателей не достигали 100%.
Оборот розничной торговли по итогам января-декабря превысил уровень 2013 года, составив почти 103% к январю-декабрю 2013 года, по обороту общественного питания темп роста составил чуть более 103%.
Динамика роста среднемесячной заработной платы соответствовала прогнозируемому среднему темпу -109,5%. Уровень заработной платы ульяновцев увеличился по сравнению с началом года на 2 тысячи 568 рублей (прирост заработной платы в 2013 году составил 2 тысячи 260 рублей).
На единственном предприятии, имевшем задолженность, ООО «Мебельная фактория», в сентябре 2014 года задолженность в размере 5,3 млн. руб. была погашена Кроме того, по итогам 2014 года на предприятиях города Ульяновска удалось не допустить образования новой задолженности.
Уровень официальной регистрируемой безработицы снизился с 0,54% до 0,51%, несмотря на сложную ситуацию на рынке труда. Количество безработных к концу года уменьшилось по сравнению с началом года на 104 человека. Здесь мы в числе первых в Приволжском федеральном округе. И это – во многом заслуга руководства области в лице губернатора С.И. Морозова и городской администрации.
План создания новых рабочих мест на территории муниципального образования «город Ульяновск» выполнен: по состоянию на 1 января 2015года на территории муниципального образования «город Ульяновск» создано 12 тысяч 171 новое рабочее место (при плане 11 тысяч 951).
Лидерами рейтинга районов к концу 2014 года стали районы, в которых наибольшую долю в экономике занимает промышленное производство – Заволжский и Засвияжский. Ленинский и Железнодорожный районы с преобладающим потребительским рынком остались во второй части рейтинга.
Заволжский район в течение первого полугодия 2014 года занимал 2-3 место в рейтинге районов, с августа Заволжский район занял лидирующую позицию, которую ему удалось сохранить по итогам года.
Засвияжский район в течение двух последних месяцев года улучшил свое социально-экономическое положение и поднялся с 4-го места, которое занимал в январе 2014 года, на 2-е место по итогам года.
Стратегия развития
В 2014 году администрацией города Ульяновска был заключен муниципальный контракт по разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск » до 2030 года, который выполняет ведущая российская консалтинговая компания «Strategy Partners Group», ставшая победителем открытого конкурса по определению исполнителя муниципального контракта (контракт от 14.10.2014 №40). В соответствии с контрактом компания «Strategy Partners Group» должна завершить работы до 30 апреля 2015 года.
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года должна установить единые ориентиры, определить направления и приоритеты стратегического развития города на ближайшие 15 лет.