Мне выпала особая честь говорить на очень важном событии в культурной жизни Ульяновска – ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ “ЛЕВЫЙ БЕРЕГ”. Но обо всём по порядку. На выставке Михаил Гунин мне подсказал цитату Артемия Троицкого, которая могла бы стать эпиграфом: “То, что сегодня нам всем пофиг, потомки назовут эпохой”. Фраза отразила мою мысль. Работы «Левого берега» я видела только в детской школе искусств №5, и слышала о художниках от поклонников их талантов. И всегда про Левый берег говорили в противовес Союзу художников… Когда кто-то говорил о том, что Союз делает дерьмо, всегда находились люди, которые напоминали, что вообще-то есть «Левый берег» – вот там настоящее!

То, что сегодня так много работ вошло в экспозицию – действительно, событие! Всегда их забрасывали камнями наши “официальные художники”, хулили и бранили их творчество. Дескать, ничего нового, я таких петухов вам целую дюжину изображу. Но проще всего бросить вместе со всеми камень, чем подать руку помощи. Да и увидев, например, работы Маёршина, да и, конечно, “Петухов” Алексея Соколова – я понимаю, почему наши прославленные отмахивались. Просто боялись за свои госзаказы, за своё “академическое”, “станковое”, да бог весть за что ещё.

Почему же это показано в таком объёме только сейчас? Потому что ушло время – из актуальных и протестных время их сделало прочными абстракционистами и экспрессионистами, хотя в 80-е годы они были квартирным, непризнанным, нонконформистским андеграундом. Видимо, не нашлось как раз Гельмана в нашем городке (тут я имею в виду хорошего продюсера). В то время как сегодня московские и питерские, да и одесские, например, сквотеры 80-х давно уже объездили все документы, биеннале и заняли своё место в совриске (не говоря о космических гонорарах), наши гениальные Соколов, Маёршин, или, к примеру Буртаев, я не говорю о Зинине, находятся в бедственном положении и не знают ни об аукционах, ни о признании всемирном, ни о крупнейших музеях, ни о персональных выставках, ни о каталогах. Поэт Чесноков – являет собой, пожалуй, символ отношения к подлинному искусству – сгорел живьём в глуши, в Теньковке, в нищете. Вот и вся участь – поэт в России больше, чем поэт…

Вот и на эту выставку явился основатель Левого берега – Алексей Соколов, он разбросал свои работы по полу под страшными и мёртвыми портретами выдающихся земляков, написанными кистями членов и многочленов Союза по заказу. Это был уже перформанс, когда живые петухи, написанные на картоне, разлетелись по полу и внесли воздуха в мир мрачного безумия официозного уродливого “парадного” портрета (не того просвещенческого парадного портрета), а нашего, кондового и совкового. Теперь Алексей Соколов в селе, живёт отшельником, а ведь его работы достойны храниться в музеях, красоваться в галереях, продаваться на аукционах. Большим потрясением для меня оказался Маёршин – это целый мир, это живая динамика, экспрессия, не буду здесь вторгаться в мир искусствоведения. Но эти вещи не могут больше храниться на полках. Это очень умное искусство!
Фото Е. Кузовова, П. Шалагина, В. Дурнова.

1+

2+

3+

4+

5+

6+

7+