Образовательный центр «Юный натуралист»
Предлагается создание регионального инновационного ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА “ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ”
Центр – это реальный шаг к воссозданию некогда мощного движения юных натуралистов в Ульяновской области, которое решало и образовательные задачи, и было настоящей кузницей кадров экологов, географов, энергетиков, охотоведов.
Основные направления, реализуемые Центром: экологическое, художественно-эстетическое; туристско-краеведческое спортивно-оздоровительное.
2. Проект образовательного центра включает в себя:
1) Полностью оснащенный и оборудованный комплекс лабораторий и мастерских (возможно расширение):
– Эколого-биологическая лаборатория
– Лаборатория альтернативных источников энергии и экологического мониторинга
– Эколого-эстетическая мастерская
– Музей и квест-аудитория юного натуралиста и исследователя.
2) Готовый к реализации набор программ дополнительного образования и его дидактическое обеспечение:
– Интегративная программа «Юный любитель природы» для дошкольников
– Интегративная программа «Юный натуралист» для учащихся начальной школы
– Интегративная программа «Живая планета» для учащихся средней школы
– Интегративная программа «Юный исследователь» для учащихся старшей школы
– Программа подготовки к профильным олимпиадам
– Сценарные проекты ключевых событий.
3) Комплекс методического обеспечения
4) Развитие компетенций и повышение квалификации педагогов и специалистов Центра.
<) Поддержка информационного сопровождения деятельности Центра. 3. Центр предлагает детям и семьям следующий набор активностей: 1) Реализация дополнительных общеобразовательных программ 2) Подготовка к профильным олимпиадам (на основе разработанной программы) 3) Семейные программы (на основе разработанных программ) 4) Семейные экологические акции (на основе сценарных проектов) 5) Мастер-классы, семинары, коуч-сессии 6) Летние программы (на основе методических разработок) 7) Программы Эко-просвещения населения 8) Конкурсы «Энергосбережение», “Экологический след” (на основе сценарных проектов) 9) Выставки эко-творчества (на основе сценарных проектов) 10) Проведение различных мероприятий, в том числе экологической географической, туристско-краеведческой направленностей проводимых в рамках городских и региональных программ. 4. Типовые проблемы, с которыми сталкиваются кружки, центры, клубы юных натуралистов 1) трудности организационного и финансового характера, возникающие при попытках «вписать» различные формы неформализуемого движения юных натуралистов в стандартный формат системы дополнительного образования; 2) подмена ценностей натуралистического и экологического образования на организацию «содержательного» досуга детей в школе; 3) смена общественных ценностей, падение престижа научно-исследовательской и экологической работы; как следствие – отсутствие мотивации у детей для сознательного выбора в пользу юннатского кружка и эколого-биологических профессий; 4) информационная и организационная изоляция экологических и биологических кружков. Мышление разовыми мероприятиями, а не насыщенными событиями, требующими подготовки, продолженности и особой информационной поддержки; 5) выход юннатского и детского экологического движения из научной среды в педагогическую Устранение вышеуказанных проблем возможно только при применении комплексных практико-ориентированных, прикладных, интерактивных решений и интеграции с ведущими экологическими центрами столицы России. Только в этом случае можно гарантировать, что движение юных натуралистов не превратится в формальную акцию, а будет способствовать повышению интереса детей и семей к экологическим и географическим вопросам, проблемам и мотивировать детей к осознанному выбору пользу юннатского кружка и эколого-биологических профессий. Так, все – педагог, ученики, родители – становятся равноправными звеньями образовательного процесса. 5. Комплексное решение – это: 1) Комплекты современного оборудования многофункциональных «мастерских под ключ», обеспечивающих создание современной образовательной среды, согласно поставленным целям и задачам, способствующей оптимизации бюджетных расходов. 2) Полное дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса и событий. 3) Взаимодействие с лучшими эколого-биологическими центрами по подготовке и проведению кульминационных событий. 4) Нормативное сопровождение сетевого и межведомственного взаимодействия по реализации активностей проекта. 5) Реализация ресурсных функций, сетевого и межведомственного взаимодействия по направлениям: экологическое, художественно-эстетическое; спортивно-оздоровительное; краеведческое. 6) Оказание тьюторских услуг по подготовке к олимпиадам. 7) Курирование инновационных проектов ведущими специалистами страны. 8) Совместное продвижение достижений в системе дополнительного экологического образования. 9) Поддержка развития проекта в течение 3-5 лет.