Сердцу человеческому адресована выставка, открывшаяся 7 апреля в Музее народного творчества.
Ее название «От Пасхи до Победы» имеет серьезное обоснование.
– Для кого-то такое объединение двух праздников может показаться странным, -рассказывает заведующая музеем Маргарита Смирнова. – Однако тут много совпадений, которые случайными быть не могут. Не все знают, что Победа 1945 года в Берлине пришлась как раз на Пасху, причем произошло это в день памяти святого Георгия Победоносца, покровителя страны, Москвы, воинов. Георгий – таково было имя и нашего главного полководца Жукова. И кстати, у него среди наград имелся солдатский Георгиевский крест. Объединяют Пасху и Победу еще и символическое торжество Жизни над Смертью и Добра над Злом…
Экспозиция «От Пасхи до Победы», с трепетом душевным созданная Маргаритой Смирновой и Натальей Марченко, логично выстроена, насыщена образами, и потому производит сильное эмоциональное впечатление на зрителей.
В проекте представлено множество работ из фонда Музея народного творчества. Это наивная живопись, живопись художников-любителей из числа тех, кто завоевывал мирную жизнь.
На втором этаже есть два перекликающихся между собой центра. Притягивает взор образ несущего людям любовь Христа – на картине ульяновского художника Александра Шуенкова. С противоположной стены к нему тянутся невидимые нити от полотна заслуженного работника культуры Чувашии Петра Картюкова «Парад Победы 1945 года» с маршалом Жуковым на белом коне перед склоненными фашистскими знаменами. Здесь Добро торжествует над Злом.
А через середину зала «пролетает» клин из бумажных журавлей, отсылающий к известным лирическим строкам поэта Расула Гамзатова Клин тянет за собой галерею фотопортретов. С одной стороны в рамках – женские лица работниц ульяновских фабрик и заводов времен Великой Отечественной. Их глаза словно устремлены на витрины с иконами. Не секрет, что немало людей в СССР, особенно женщин, несмотря на запрет, продолжали хранить православную веру и молились за своих сыновей, мужей, братьев, сражающихся на войне. Интересно, что представленные иконы, а также пейзажи, созданы блокадницей.а ныне жительницей Димитровграда Софьей Русановой.
А на другой стороне женских портретов – лица солдат, запечатленных во время фронтовых будней. Создатели экспозиции повернули их к родным для них пейзажам, которые грезились им в мечтах и во снах.
На противоположных стенах первого этажа музея «смотрят» друг на друга картины Анатолия Киселева. С одной стороны война – с битвой за Москву, с сюжетами отчаянного противостояния советских солдат с гранатами и бутылками с зажигательной смесью против танков Гудериана, а с другой – мир в пейзажах родной природы. Художник из Сенгилея Киселев познал цену войне и миру. Он воевал, а после Победы в свободное время увлеченно, по его выражению – «с аппетитом», занимался живописью.
Выставка дополнена детскими рисунками на темы Пасхи и войны, декоративными яйцами и куличами, старинными пасхальными открытками.
Одно из самых сильных впечатлений выставки – письмо солдата, которое читалось во время войны даже на радиостанциях в США. Оно, может быть, более всего объединяет Пасху и Победу. В письме солдат, который раньше не верил в Бога, обращается к нему и разговаривает с ним как с другом. Его дальнейшая судьба неизвестна. Погиб? А вдруг выжил?..
На торжественном открытии выставки звучали песни и стихи о войне. Родственники фронтовиков с любовью вспоминали о них. А потом в небо взмыли три белых голубя, выпущенные честь праздника Благовещения как символ Мира, как символ Победы.