Наша газета неоднократно рассказывала о той антикоррупционной работе, которая ведется в Ульяновске и в целом по области. В основном речь шла о профилактике коррупционных нарушений, деятельности различных общественных организаций и т.п.
В этой статье мы подойдем к этой проблеме немного иначе и поговорим о тех конкретных фактах коррупции, которым профилактикой уже не поможешь. Иными словами, данные преступления уже совершены, и виновные понесли заслуженное наказание.
Мы беседуем с заместителем начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями УМВД России по городу Ульяновску Александром Гордеевым.
Коррупция – на миллионы
– Если говорить о наиболее заметных случаях последних полутора лет, то это, прежде всего, ремонт площади 100-летия Ленина. В проектно-сметной документации были заложены одни параметры, а сделано – по совершенно другим (более низким) ценам. Естественно, разницу прикарманили. Виновных привлекли к ответственности, состоялся суд, и люди получили реальные сроки, – комментирует Гордеев.
Другой пример: не так давно во время строительной экспертизы выявилось существенное недовыполнение ремонтных работ, которые по муниципальному контракту производились на улице Марата (замена рельсов). Ясно, что те, кто подписывал акт о приемке, мягко говоря, «закрыли глаза».
Совсем вопиющий случай – коррупция в Ульяновском областном хосписе, главный бухгалтер которого присвоила себе несколько миллионов рублей. Любопытно, что воровство происходило из фонда зарплаты названного учреждения.
– Всего в прошлом году заведено 15 уголовных дел, связанных с коррупцией. А в 2015 году с поличным поймано уже пятеро взяточников, – отмечает наш собеседник.
«Круговая порука»
– Взяточничество выявлять сложно по той причине, что ведь это выгодно и тому, кто берет, и тому, кто дает. Кроме того, воздействует еще и так называемый «репрессивный фактор». Что имеется в виду? Возьмем, к примеру, сферу муниципальных контрактов. Если какая-то из подрядных организаций обратится в ОБЭП и заявит, что при проведении того или иного конкурса, скорее всего, был факт коррупции, то, как вы думаете, сможет ли этот подрядчик в дальнейшем когда-нибудь выиграть конкурс? Подобные «репрессии» останавливают многих из тех, кто хотел бы к нам обратиться, ведь они надеются на получение других заказов. И так возникает «круговая порука», – считает замруководителя ОБЭП.
Бывают и сложности в заведении уголовного дела при фактически доказанном преступлении.
– Например, не так давно директор одной из городских школ устроил на работу своего родственника техником котельной. Тот, естественно, в школе даже не появлялся, а руководитель учебного заведения получал за него деньги на пластиковую карточку. Однако уголовное дело на директора завести не удалось, поскольку его родственник заявил, что все-таки бывал в котельной. Вообще, в Ульяновске такая схема, связанная с оформлением в бюджетное учреждение «мертвых душ», – явление нередкое. Подобное, к примеру, было выявлено в 2013 году в одном из городских детсадов, – продолжает рассказывать Гордеев.
Случаи «помельче»
– В 2014 году мы также возбудили уголовное дело в отношении сотрудников областного Департамента автодорог. Они за мзду в одну-две тысячи рублей по ночам беспрепятственно пропускали через Президентский мост большегрузные автомобили, нагрузка на ось которых не соответствовала нормативам.
Кроме того, в прошлом году с поличным при получении взятки попался специалист налоговой службы. Не чураются этого дела и ученые: так, в 2014 году директор научно-образовательного центра присвоил 100 тысяч рублей.
– Сейчас большой интерес для нас представляет сфера ЖКХ. В настоящий момент по обращениям жителей мы осуществляем проверку ряда управляющих компании и ТСЖ. Думается, что там не обойдется без уголовных дел и больших штрафов, – говорит Александр Гордеев.
Правда, по его словам, проверять управляющие компании достаточно трудно. Во-первых, это ведь коммерческие компании, и без заявления со стороны конкретного собственника начать проверку невозможно. Во-вторых, очень часто на запросы УК отвечают, что первичные .документы – авансовые отчеты, сметы, договоры и т.п. – утеряны. Понятно, что такие «потери» очень осложняют работу полицейских.
– К сожалению, при столкновении со взяточничеством наши горожане проявляют пассивность. А ведь в Ульяновске есть множество «горячих линий» по коррупции, куда можно обратиться в любое время. Возможно, жители опасаются, что из-за такого звонка у них самих могут возникнуть неприятности. Эти опасения беспочвенны: к примеру, ОБЭП гарантирует анонимность любого обратившегося, – уверяет наш собеседник.
Стоит добавить, что в отдел по борьбе с экономическими преступлениями УМВД можно позвонить по телефону 74-84-20. Любое ваше сообщение будет подробно проанализировано, и виновные во взяточничестве обязательно понесут наказание.
Сергей Иванов