Представители УлГУ вошли в Топ-100 самых цитируемых российских учёных.
В рейтинг Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) попали сразу четыре представителя Ульяновского госуниверситета. Проректор по науке и информационным технологиям Виктор Голованов и ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского технологического института имени С.П. Капицы Вячеслав Светухин включены в Топ-100 по тематическому направлению “Ядерная техника”. Заведующий кафедрой философии, социологии и политологии Валентин Бажанов отмечен в категории “Науковедение”. Кандидат медицинских наук, заведующий курсом урологии и андрологии, доцент кафедры госпитальной хирургии Владимир Клочков – в рейтинге по направлению “Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство”.
Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) – это библиографическая реферативная база данных, аккумулирующая более 7 миллионов публикаций российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из почти 5 тысяч российских журналов.
Мы попросили Виктора Голованова прокомментировать новость.
– Виктор Николаевич, расцениваете ли вы попадание в рейтинг как большой успех или воспринимаете как рабочий момент?
– Список объединил научных работников атомной отрасли. Учитывая, что мы напрямую не относимся к этой сфере, а являемся сотрудниками образовательного учреждения, это немного удивительно, но, безусловно, приятно. Тем более что мы с Вячеславом Викторовичем (Светухиным. – Ред.) даже в первой половине рейтинга. У меня 34-е место, у него 44-е.
– Что стало основой такого результата?
– Учитывалось количество ссылок на наши публикации, цитат из них в последние пять лет. Думаю, сыграли роль и другие факторы. Сегодня университет достаточно активно сотрудничает с Росатомом. Мы ведем два проекта по правительственному постановлению № 218 (развитие технологий для предприятий реального сектора экономики). Первый связан с разработками по применению карбида бора в системе защиты ядерных реакторов, второй – с использованием изотопов для нужд медицины, технических процессов. Кроме того, я являюсь экспертом Росатома по проекту “Прорыв”, посвященному разработке реакторов большой мощности на быстрых нейтронах и созданию новых видов топлива. Технический комитет “Прорыва” возглавляет Евгений Адамов, и я – в его команде.
Вячеслав Викторович работает в направлении, связанном с компьютерным моделированием в ядерной отрасли. В свое время он был первым руководителем лаборатории моделирования в Димитровградском НИИАРе. Впоследствии в НИИ структура была закрыта, но был создан определенный задел, работа в этом направлении была “перенесена” в УлГУ, эти исследования сегодня успешно развиваются в университетском НИТИ.
– А много ли вообще в рейтинге вузовских работников?
– Не слишком. В основном речь идет о крупных научных центрах – таких, как Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, Курчатовский институт, Институт ядерной физики в Гатчине.
– А НИИАР фигурирует?
– Как ни странно, нет. Тому есть объяснение. Во-первых, сотрудникам НИИАР, как специалистам секретного учреждения, сложнее печататься. Во-вторых, сегодня наблюдается тенденция – в отраслевых институтах почему-то не уделяют должного внимания публикациям. Когда я проверяю чью-то работу как эксперт, всегда обращаю внимание, насколько активно люди печатаются. Ведь если есть успешная идея, а тем более – готовый научный продукт, он должен демонстрироваться, звучать. Во время телеобщения с Евгением Адамовым (такие сеансы связывают участников команды “Прорыва” постоянно) я неоднократно обращал его внимание на необходимость публикационной активности в научном сообществе. Он со мной согласен. И, зная активную натуру Евгения Олеговича, я верю, что ему удастся изменить ситуацию.
…Сегодня разработаны четкие критерии успешности работы того или иного ученого, количество и качество публикаций входит в их число. Если вы называете себя научным работником, вы должны печататься.
Ольга НИКОЛАЕВА