В конце прошлой недели в Ульяновск съехались «компьютерщики» из разных городов России и зарубежных стран. В крупнейшей IT-конференции «Стачка» – кстати, уже четвертый по счету – приняли участие более 2400 официально зарегистрированных участников.
На этой встрече выступили почти 70 докладчиков, чьи выступления были «распределены» на шесть тематических секций.
Информатика «ходит по кругу»
Наш корреспондент принял участие в секции, посвященной менеджменту и образованию. Ее участники обсудили несколько наиболее актуальных проблем, связанных с «выращиванием» будущих программистов и IT-специалистов.
В частности, учитель из 37-й школы Ульяновска Елена Ямкина рассказала о перспективах и трудностях преподавания информатики.
– Такое ощущение, что наш предмет развивается по кругу или, быть может, спирали: как начинали мы с алгоритмических схем и составления программ, написанных от руки (без проверки на компьютере), так к этому сейчас снова и пришли, – отмечает выступающая.
Один из вопросов^, который вызвал живую дискуссию, был сформулирован так: нужно ли вообще в школе обучать основам пользования ПК?
– Сейчас любой второклассник отлично знает, как пользоваться компьютером. У меня знакомый вынужден чуть ли не каждую неделю менять пароль от Wi-Fi, потому что малолетний сын регулярно его взламывает. Нам нужно преподавать в школе не основы пользования ПК, а заинтересовывать детей программированием, – поделился своим мнением один из участников дискуссии – программист Дмитрий.
Интерес учеников, по его мнению, должен подогреваться мгновенным результатом: например, ребенок набрал две строчки JavaScript в веб-консоли какого-нибудь интернет-обозревателя – и сразу видит результат: появились определенные изменения в оформлении веб-странички.
Практикующие педагоги не во всем согласились с такой позицией: далеко не все дети действительно умеют работать на компьютере. Сидеть в Интернете и играть – вовсе не значит, что школьники владеют «компьютерной грамотностью».
Так, один из учителей рассказал о том, что после теоретической информатики, которую дети осваивают в течение года (с ручкой в руках вместо компьютера), некоторые из них не в курсе, как создать папку или скопировать файл.
– Это означает, что системная подготовка на уровне пользователя ПК необходима в школах, – подытоживает Елена Ямкина.
Утечка «IT-мозгов»
Другую интересную проблему предложил обсудить профессор УлГТУ Виктор Негода. Ее краткое описание он сформулировал в названии своего доклада «Как завлечь самых толковых учеников школ в IT-сферу?».
На самом деле Негода говорил не столько о сложностях, связанных с привлечением толковых учеников, сколько о вечной российской (и ульяновской!) проблеме «утечки мозгов». По его мнению, одним из способов решения данной проблемы является проведение специальных турниров среди школьников по программированию.
– Турниры позволят нам выявить лучших, заинтересовать их в учебе именно в вузах Ульяновска. Кроме того, во время таких турниров дети узнают, что в нашем городе работают много эффективных 1Т-компаний, которые предлагают достойную зарплату. Иными словами, убеждаются, что уезжать из Ульяновска никуда не нужно и после получения высшего образования! – считает Виктор Негода.
Любопытно, что в соседней Самаре ежегодно проходит около 50 различных программистских турниров, ориентированных на школьников и студентов. В Ульяновске до недавнего времени их было меньше пяти.
– Если на ту же олимпиаду по информационным технологиям «Волга-IT» приезжают ребята из Саратова и Самары, то это автоматически означает, что даже лучшие ульяновские школьники не смогут войти в первую десятку. Падает и уровень абитуриентов, которые поступают в ульяновские вузы на специальности, связанные с информационными технологиями.
В 2015 году Негода и поддерживающие его ульяновские 1Т-компании провели первый масштабный турнир «Весна-2015», который, в принципе, показал неплохие результаты.
– Заявились 189 человек, 41 из них справился с задачами турнира. Планируется продолжить это дело и провести турнир «Лето-2015».
Как надеется преподаватель политеха, если подобные мероприятия станут традиционными, это позволит увеличить поток толковых абитуриентов и, возможно, уменьшит «утечку мозгов» из 1Т-сферы региона.
Евгений Нувитов