14 апреля в Мемцентре победно отзвучал концерт рок-группы «Чайф». Большой тур по России под названием «Рожденный в Свердловске», посвященный 30-летию коллектива, начался в феврале. А пока «чайфы» путешествовали от Сахалина до Москвы, в Ульяновске состоялись концерты еще двух групп, так сказать, из первого ряда старых рокеров. Сначала приехал Чиж с компанией, а потом — Юрий Шевчук с «ДДТ». У местных любителей рока, изголодавшихся по хорошей музыке, такого праздника не было никогда!
БЛЕСНУЛИ
Юрий Шевчук приехал в Ульяновск впервые, объяснив это тем, что его в свое время сюда просто не пускали, А Владимир Шахрин и Сергей Чиграков по паре раз были в нашем регионе. В начале 2000-х на их концертах зал «Губернаторского» был битком набит. Какая там была атмосфера! Чижу кричали: «Танки давай!» Он согласно кивал: «Щас дам!» — и действительно так «дал» эти самые «Танки», что не подпевать мог только мертвый.
А от «Чайфа» ждали песни «С войны»:
…И тогда ты им все
рассказал,
И про то, как был на войне.
А один из них крикнул:
«Врешь, музыкант!»
И ты прижался к стене…
Мой сосед, бывший афганец, мужик несгибаемый, не таясь, вытирал слезы. А потом весь зал тихо, как поминальную молитву, пел «Поплачь о нем, пока он живой…»
С тех пор выросло новое поколение.
Этой весной мы присутствовали на трех небывалых концертах. Играть рокеры стали, как боги. Соло-гитарист у Чижа выдавал такие импровизации, что впору «героям гитары» из 1970-х. Звук в зале был выставлен безукоризненно (только у «Чайфа» микрофоны поначалу подзванивали). На больших экранах шли фильмы. Каждая группа привезла лазеры, у «ДДТ» так просто получился эффектный световой спектакль.
Все три коллектива представили новые песни: Чиж — с подготовленного в прошлом году, но не вышедшего до сих пор альбома («Береженого Бог бережет, небереженого конвой стережет»), Шевчук — с «Прозрачного» (диск действительно записан на прозрачном пластике), Шахрин — с прошлогоднего альбома «Кино, Вино и Домино». Фанаты приняли новинки благосклонно. Но роковые песни — это не эстрадные «трали-вали». Незнакомые вещи надо слушать много раз, чтобы прочувствовать. А это у поклонников еще впереди.
ОРАНЖЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ
Конечно, все ждали «классику» — старые добрые хиты. И музыканты не обманули ожиданий. Чиграков выдал всеми любимую «Такие дела, брат, любовь» («…И с погонами — в наш андеграунд»), «Вечную молодость», «Фантом» и бессмертный «Перекресток».
В 1984 году Шевчук написал песню «Наполним небо добротой». Нет, на концерте в Ульяновске он ее не пел, но, пожалуй, именно эти слова лежали в основе идеи всего концерта — вопреки войне на Украине, тревожному нестабильному настроению в обществе, звучал рефрен: «Всем мира и добра!» «ДОГ вспомнил «Последнюю осень», «Xиппанов», «Просвистела», «Актриса-весна». А завершил выступление «Родиной» («Эй, начальник!…») и «Это все, что останется после меня».
С концерта «Чайфа», в 10 аж часов вечера, из Мемцентра выходила тысяча зрителей, и каждый был «похож на новый «Икарус», и у каждого была такая же улыбка, как у него. «Оранжевое настроение» прекрасно передается всему залу. Вместе с музыкантами зал спел «Ой-йо!», «Вольный ветер», «Белую ворону» (как оказалось, она посвящена Бутусову), «Аргентина — Ямайка», «Внеплановый концерт»…
И все же после этих выступлений есть ощущение, что все прекрасно, но что-то не так. Шахрин это подметил:
Поменялся сам я, поменялся,
Я теперь мешаю молодым,
Не вступил в ряды, на Конституции не клялся,
Просто понимаю:
становлюсь другим…
Чиж не пел «Танки», Шевчук — «А наутро выпал снег…» «Чайф» не включил в программу «С войны» и поставил «Поплачь о нем» в самый конец, после «Оранжевого настроения». Какая же это поминальная молитва, если она идет после пяти лихих рок-н-роллов?
В те же 1970-е годы в западной музыке на смену хард-року пришли «новая волна», арт-рок, глэм-рок. В каждом из этих течений были яркие представители (тот же «Кв.ин», например), хотя до таких вершин, как первая когорта, они не добрались. Может быть, то же происходит сейчас и в русском роке? И отцы-основатели потихоньку делают шаги к всемирному океану перфоманса (развлечений)?
ПУСТОЙ ПАРТЕР
И еще одно замечание. То-то Владимир Шахрин удивился, выйдя на сцену! И очень расстроился. В турне «Чайфа» наш город был 22-м. И первый раз на концерте не было аншлага. В партере БЗЛМ оказалось, по прикидкам самого лидера группы, примерно 150 (!) пустых мест. Ну, и еще штук 50 — наверху, в амфитеатре. Что, в Ульяновске мало поклонников группы? Да нет, конечно, много. Просто наши любители рока теряли сознание возле кассы Мемцентра: «Скока-скока?» — и разворачивались без разговоров. А если и были комментарии, то втиснуть их в объем литературной лексики при всем желании было невозможно. Билеты на «Чайф» стоили до трех с половиной тысяч! Такие цены — только на концерт Валерия Леонтьева (который, между прочим, еще должен перелететь океан, забрать в Москве группу музыкантов, ансамбль танцоров, а также массу аппаратуры, костюмов и прочих причиндалов). Даже мэтр советской сцены Иосиф Кобзон ограничился ценами на билеты в 1200-1500 рублей.
А тут — русский рок, самое демократичное течение в музыке. На «Чижа» и «ДОТ» верхний предел цен был 2500 рублей. На этих концертах в середине амфитеатра БЗЛМ билет стоил около 1300 рублей (что тоже немало), а на «Чайф» — 2100! Какой же такой мудрый организатор турне взвинтил в нашем городе цены, что на желанный юбилейный концерт «Чайфа» попал исключительно тот, кто мог, а далеко не тот, кто хотел? Следуя митьковской философии, принятой в рок-кругах, нельзя не отметить: не по-братски это, братки!
В песне «Рок — мой выбор, и этот выбор неплох» Владимир Шахрин, грустно улыбаясь, поменял слова и спел: «Рок — мой бизнес, и этот бизнес неплох»…
Ольга Ронжина