Виктория Чернышева
В рабочем поселке Ишеевка, расположенном в нескольких километрах от Ульяновска, стоит полуразрушенное здание обанкротившейся текстильной фабрики “Иштекс”. В 2005 году предприятие закрылось: с того времени оно превратилось в скорбный памятник былым трудовым подвигам текстильщиков.
Это настоящий дом-призрак – с выбитыми стеклами, разобранными перегородками, осыпавшейся штукатуркой, многометровым поблекшим панно, изображающим симпатичных ткачих. Таких зданий советской эпохи в российских городах и поселках тысячи. Если бы не одно но. На третьем этаже административного корпуса “Иштекса” до сих пор располагается общежитие: здесь живут 12 семей – около 40 человек.
Несмотря на то, что здание официально признано аварийным, а комнаты – непригодными для проживания, людей никуда не переселяют. Несколько лет они безуспешно бьются с чиновниками.
Жить нельзя, но можно
Длинный темный коридор, наглухо заколоченные железные двери, обшарпанные до кирпичей стены, тянущий по спине жуткий холод, запах сырости. Вход в комнаты скрыт за страшного вида дверями с номерами секций. “Локация”, подходящая больше для фильма ужасов, но никак не для жизни.
Для Ишеевки фабрика была градообразующим предприятием. Основал ее в 1802 году местный помещик Коротков. В 1975 построили новое здание, в котором обустроили общежитие – сначала оно предназначалось для студентов ПТУ, а потом его сделали семейным. Тогда-то сюда и заселились нынешние жильцы. У каждого – своя история, но общее одно: все они много лет своей жизни отдали фабрике.
– Я 45 лет проработала ткачихой. Было свое жилье, в старом фонде, но после того, как мы с мужем разошлись, через фабком и партком (я была членом партии) мне предоставили комнату, – рассказывает Таисия Кагриманян.
Таисия Павловна ведет меня по темному коридору на экскурсию:
– Вот, смотрите, трещины в стенах, в полу. Все лопнуло – видно второй этаж. Внизу разобрали перегородки, здание трещит по швам. Мы боимся, что в один прекрасный день наш этаж просто рухнет вниз, – рассказывает пенсионерка. – А вот здесь кухня. Раньше было очень хорошо: шесть плит, умывальники, еду готовили все вместе. А потом все отрезали, вывезли. Тут стояли ванны, где мы стирали, было вода горячая и холодная… Хорошо хоть туалет оставили – один на 40 человек.
Туалетом жуткое помещение, которое показывает женщина, назвать сложно. По словам жителей, зимой здесь образуется огромный слой льда.
В 2005 году, когда фабрика обанкротилась и закрылась, здание полностью отрезали от центрального отопления. Жильцам провели в комнаты электрические обогреватели: нечто, состоящее из фольги и проводов.
– Мы этим не пользуемся, иначе можно просто разориться. И так в месяц нагорает одного электричества на три – четыре тысячи, – поясняют люди. – Включаем свои масляные обогреватели, электроплиты. Зимой воздух в комнатах еле-еле нагревается до 10-15 градусов – тепло быстро “улетает”, само здание-то холодное.
На первом и втором этажах, над которыми расположено общежитие, раньше располагались душевые и раздевалки для ткачих. Сейчас здесь, как и в производственных помещениях, зияют выбитые окна, гуляет ветер. Жильцы рассказывают: бывает, что по ночам молодежь внизу жжет костры, слышно, как кто-то что-то пилит – видимо, собирает то, что еще не вывезли за 10 лет. Зайти в общежитие непрошеные гости не могут – вход в него отдельный, дверь запирается. Но все равно жутковато.
С нижних этажей периодически поднимаются крысы. “Бывало, что ходили по коридору, пинали их”, – вспоминают ишеевцы.
Жить в таких условиях невозможно. Но люди живут – а куда деваться? В здании фабрики, по улице Новокомбинатовской, 18, они официально прописаны, собственное жилье на небольшую зарплату купить не могут. Кто имеет возможность, снимает, хотя бы на зиму, комнату или квартиру в поселке. Пустуют лишь шесть из 19-ти комнат общежития.
– Я сейчас живу у родственников. По углам грибок, обои отваливаются, по стене пошли трещины. Крышу заделывали несколько раз, но даже после капитального ремонта над моей комнатой она протекает, – рассказывает Елена Попова.
И так – в каждой из 19-ти комнат. Видно, что люди изо всех сил пытаются обустроить уют, но все бестолку. Вещи покрываются плесенью, стены – грибком, обои отваливаются, стены трещат. От пронизиывающего холода зимой спастись можно только одним способом – найти себе другое жилье.
Аварийное “не жилье”
После банкротства здание фабрики перешло на баланс Ишеевского городского поселения, а потом – администрации Ульяновского района. Люди проживают здесь по заключенному с муниципалитетом договору найма. Дом находится в непосредственном управлении – то есть, плату за содержание и ремонт жилья с людей не взимают. Они оплачивают только свет и воду – по счетчикам.
– Еще в 2005 году, когда фабрика обанкротилась, тогдашний глава поселкового совета Павел Николаевич Морозов нам сказал: девочки, никуда не ходите, в течение пяти – шести лет мы вас потихоньку расселим, по одной – две квартиры в год в старом фонде выделим. Мы не просили коттеджи, элитное жилье – только чтобы было тепло. Но прошло 10 лет, а мы все тут, – поясняет Таисия Павловна.
У нее скопилась приличная стопка бумаг – ответов от чиновников. В них можно найти информацию о том, что в 2010 году за счет бюджета городского поселения в здании капитально отремонтировали сетей наружной и внутренней канализации – на 63 тысячи рублей. В 2011 году сделали частичный ремонт кровли над жилыми помещениями – на 215 тысяч рублей. А в сентябре 2012 года провели текущий ремонт крыши. “После проведенного ремонта – комиссионное обследование протечек не обнаружено” – с этим выводом люди бы точно поспорили. Буквально на днях вычерпывали из коридора воду – наверху растаял снег.
Главную проблему общежития – отсутствие отопления – местные власти вроде бы решать пытались. В ответе, присланном из областного министерства энергетики и ЖКК, сказано, что “в марте 2012 года представители ООО “Новоульяновскмежрайгаз”, специалисты районной администрации и администрации поселения рассматривали вопрос о подключении здания к центральному теплоснабжению или установке квартальной газовой котельной”. Но денег на это не нашлось – реконструировать систему отопления стоило бы больше миллиона рублей.
Что самое интересное, в том же ответе министерства указано, что в апреле 2012 года экспертная комиссия БТИ “провела обследование жилых помещений и получила техническое заключение о непригодности помещений для проживания”. “Аварийными” в том же году комнаты признала и межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации поселения. Однако включить людей в программу переселения из ветхого и аварийного жилья невозможно: “По закону можно переселять только многоквартирные дома, а дом имеет статус общежития”.
– Мы ходили в суд, просили, чтобы у нас хотя бы провели ремонт и провели нормальное отопление. Но проиграли: оказывается, выводы, сделанные межведомственной комиссией в 2012 году, недействительны, так как она была собрана не в полном составе. Мы снова попросили собрать комиссию, чтобы она обследовала здание. Но сделать это чиновники не могут уже полгода, – поясняют жильцы.
Почему не могут, сказано в ответе от главы администрации Ульяновского района Маргариты Архиповой: “В настоящее время состав комиссии не утвержден, в связи с тем, что Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра по Ульяновской области отказывается представить кандидатуру (специалиста) для включения ее в состав комиссии. Администрация направила в Ленинский районный суд исковое заявление об обязании УФРС включить специалиста. Далее положение о межведомственной комиссии будет направлено в прокуратуру для получения антикоррупционного заключения”. И уже если прокуратура даст положительное заключение, как обещает чиновница, будет определена дата и члены комиссии приступят к обследованию здания – “при условии их полной явки”.
Кстати, суд с УФРС должен был состояться 6 апреля, однако пока от районной администрации ни слуху, ни духу.
Дом-призрак
Три года назад на “Иштекс” приезжали потенциальные инвесторы – покупатели. Осмотрели здание, а потом зашли на третий этаж, где располагается обжещитие, и ахнули.
– Сбежали! – говорят ишеевцы. – Говорят, зачем нам покупать здание с людьми – вас же расселять придется, покупать квартиры. Живем в настоящем “доме-призраке”. Вроде бы мы есть, а на самом деле нас нет.
Несколько лет назад поручение переселить людей дал губернатор Сергей Морозов.
– Заявил, что если даже не хватит всем жилья в Ишеевке, дадут в городе – резерв есть. Мы ездили в Ульяновск, хотели найти телевизионную запись со словами губернатора, чтобы отправить в Москву, пожаловаться, но нам не дали. Недавно написали очередное ему письмо. На другие, уже отправленные, ответов, увы, не было, – рассказывают жильцы. – До наших проблем никому нет дела. Знаете, что нам посоветовали чиновники, когда мы пожаловались на холод? “Купите ватники и валенки, а вообще, дождитесь весны – тогда и тепло будет”…
Комментарии, как говорится, излишни.
Провожая, бойкая шестилетняя Вероника жалобно дергает меня за рукав:
– Пожалуйста, передайте Сергею Ивановичу, пусть он нам поможет. Мне не нравится тут жить, очень сыро и холодно. Мы все часто болеем бронхитом, а вылечиться очень сложно.
Комментарий
Константин Толкачев, независимый юрист:
– Те документы, которые есть на руках у жителей этих помещений, свидетельствуют об очевидном факте: чиновники просто увиливают от исполнения своих обязанностей. Здание после закрытия “Иштекс” передано в собственность муниципалитета, это значит, что администрация должна владеть, пользоваться и распоряжаться этим объектом надлежащим образом. То есть, ремонтировать, содержать в пригодном для целей использования состоянии. Тем более смешон упомянутый судебный процесс об обязании УФРС по Ульяновской области включить своего представителя в состав межведомственной комиссии по признанию помещений не пригодными для проживания. Должностные лица не стесняясь врут людям, сводя простейшую процедуру к волоките и бюрократии.
В этой ситуации очевидно бездействие и халатное отношение сразу нескольких контролирующих и распорядительных органов власти: ишеевской администрации, областного министерства строительства, ЖКХ и транспорта, инспекции регионального надзора и прокуратуры. Напомню, что в соответствии с Конституцией России, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2). Есть еще и 40 статья, где сказано, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Видимо, единственное, что может помочь этим несчастным людям, это личное вмешательство высшего должностного лица Ульяновской области. Без этого никто из чиновников попросту не будет работать и выполнять нормы основного закона нашего государства.
гость
такое строительство ведется в уляновске и в той же ишеевки неужели нельзя переселить в новые квартиры а на этом месте еще построить многоэтажки
общежитие
https://youtu.be/7f5YBZVGw7k
житель
Выход один – через год попытаться попасть в прямой эфир на прямую линию с президентом.
Это единственный шанс.
У нас по звонку президенту – лекарства, инвалидные коляски, квартиры. Если успеешь за 24 часа после эфира.. Через 24 часа все забывается.
Только зачем в стране эта орава упитанных и самодовольных чиновников?!
Если со всем управляется (плохи лили хорошо – другой вопрос) один человек.
вопрос
Так сколько тысяч квадратных метров жилья построено в области???? И где же эти метры???? Людям жить негде! В Ленинском районе разбросали по почтовым ящикам газету с портретом мерки бмп. Перечислено так много “сделала” эта мадама! Пишет, что отремонтировано асфальтовое покрытие на улице Российской! Может кто рискнет проехать и почувствовать этот ремонт! Все вранье!
текстильщик
Это был самый современный текстильный комбинат не только в Ульяновской области,но и в стране.Каждый 3 метр шинели в войну был соткан на Ишеевской фабрике.Отстоял комбинат 210лет!Работало до 2000-х тысяч человек.Династии по 5 поколениям! Пришли дерьмократы с либералами и всё уничтожили! Весь текстиль в области уничтожили.Недавно показывали Языково-умирает текстильный поселок.Это цена за вхождение в ВТО!!!А не расселить 19 семей за 10 лет-это просто позор и некомпетентность руководства как района,так и области.Стыдно за власть предержащую!
житель
тв насмотрелся?
ни дерьмократы и либералы, а жулики и воры.
Аноним
в 2005 у руля кто был? причем здесь демократы с либералами?
текстильщик
При том,что вместе с Горбачевым эти уроды начали перестройку.развалили державу.
Botoks Vova
Спасибо ботоксу за стабильность.)
гость
Похоже на дома по переулку Гоголя. Страна равных возможностей ))
Алсу
Можно например, выселить какого-нибудь депутата из его коттеджа и заселить эту семью.
Односельчанин
У них по декларациям нет коттеджей, они в старом запорожце живут. А вот государство предлагает деприватизацию, видя, что люди не “тянут” раздутые коммунальные платежи. Опять всё за счёт населения.
http://news.rambler.ru/30021272/
121
Зато Крым Наш! Зачем так далеко от города? Вы на Лихачева д.5 и Полбина д.2 сходите. И еще масса сталинок для примера в городе. Это вам не в Турции жить, как и не незаконным депутатом быть.
SPV
Вот и включайте мозги в 2016 и 2018 годах.
Ирина
Это точно надо включать мозги и не допустить тех,кто разваливал страну в 90-е : КасЪяновы,Кудрины,Чубайсы,Явлинские,Хакамады…