Централизация закупок лекарств, реализуемая в настоящее время на территории Ульяновской области, позволяет не только улучшить качество лекарственного обеспечения населения и лечебных учреждений, но и приводит к существенной экономии средств областного бюджета. Впрочем, как выясняется, не всем участникам рынка, привыкшим получать в этой сфере солидные барыши, новая система пришлась по душе.

IMG_3344

На этой неделе в СМИ и интернет была вброшена серия материалов, «разоблачающая» руководство областного государственного предприятия ОАО «УльяновскФармация» в «махинациях» и «отмывании денег» при закупке лекарств и медицинских изделий для медучреждений региона и льготных категорий граждан. Аргументы, приведенные в них, оказались надуманными и настолько некомпетентными, что руководство предприятия приняло решение рассказать о специфике новой системы закупки лекарств читателям «Симбирского курьера».
Как известно, все закупки для государственных нужд, в том числе и лекарственных препаратов, сегодня осуществляются в ходе торгов и конкурсов, в соответствии с федеральными законами №44 и №223. Смысл их в том, что право на поставку необходимых изделий должен получить участник, предложивший наиболее выгодные условия. До недавнего времени каждое лечебно-профилактическое учреждение региона закупало лекарства и медицинские изделия для своих нужд самостоятельно. Такой порядок вызывал множество проблем. К примеру, в случае допущения ошибки в конкурсной документации или других нарушений торги срывались, в результате больница оставалась без необходимых препаратов. Оказание медицинской помощи – процесс подвижный, и порой очень трудно рассчитать потребность в тех или иных лекарствах на месяцы вперед. В итоге в медучреждениях часто возникали ситуации, когда одних таблеток не хватало, а другие дорогостоящие препараты оказывались невостребованными. При этом перераспределить лекарства и медизделия между клиниками не представлялось возможным. Наконец, закупка лекарств небольшими партиями диктовала свои, завышенные цены.
– Ситуация характерна не только для Ульяновской области, но и для других регионов. В нынешних непростых экономических условиях правительство страны задалось целью повысить эффективность расходования бюджетных средств. В сфере лекарственного обеспечения поставлена задача возродить сеть государственных аптек, а также централизовать закупку лекарств в регионах. В Ульяновской области благодаря грамотным действиям и дальновидности губернатора Сергея Морозова удалось сохранить ОАО «УльяновскФармация», – говорит генеральный директор предприятия Ольга Кузнецова. – Сегодня мы являемся единственным учреждением в регионе, предоставляющим полный комплекс фармацевтических услуг населению: розничную продажу лекарств через свои 122 аптечных учреждения, оптовые поставки лекарств и изделий медицинского назначения в медицинские учреждения, а также изготовление лекарственных препаратов.
Наличие такого предприятия еще в прошлом году позволило руководству региона начать реализацию «Стратегии развития лекарственного обеспечения лечебных учреждений и льготных категорий населения в Ульяновской области».
В основе реформирования лекарственного обеспечения заложен принцип адресности бюджетных средств. Что касается обеспечения лекарствами льготников, ранее поставщики получали денежные средства по факту отгрузки лекарственных средств на склад уполномоченной фармацевтической организации (ОАО «УльяновскФармация»), а сама организация – по факту поставки лекарств в аптеки. При этом факт обеспечения больного не учитывался. При новой системе льготного лекарственного обеспечения фактом поставки является получение льготником на руки необходимого препарата. Иными словами, оплачиваются лишь фактически выданные лекарства. Что это дает? Во-первых, улучшается обеспечение нуждающихся необходимыми лекарственными средствами, ведь поставщик уже непосредственно заинтересован в том, чтобы его продукция дошла до адресата. Во-вторых, это позволяет более рационально использовать финансовые средства за счет того, что оплачивается не сам факт наличия того или иного препарата на складах или пунктах выдачи (который в итоге может оказаться невостребованным), а факт его получения больным. В данном случае вопросы изучения спроса и предложения и все связанные с этим риски принимает на себя поставщик, коммерческая организация, а не бюджет. В-третьих, новая система дает возможность создать страховой запас лекарственных препаратов, который может быть востребован при каких-либо чрезвычайных ситуациях, вспышках заболеваний и т.п.
Еще одним важным направлением Стратегии является централизация лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений области.
– Создание на базе нашей организации неснижаемого ассортиментного запаса лекарственных средств и медицинских изделий позволяет оперативно реагировать на изменяющуюся потребность в них медучреждений. В рамках новой системы мы можем перераспределять ранее закупленные препараты и материалы среди больниц и поликлиник, полностью обеспечивая тем самым их заявки. Ранее такой возможности у них не было, – говорит Ольга Кузнецова. – При централизованной закупке лекарств за счет больших объемов мы имеем возможность получать от поставщиков серьезные скидки. Сэкономленные за счет этого средства направляются на приобретение дополнительных объемов лекарств и медицинских изделий, что в итоге не только сохраняет бюджетные средства, но и улучшает качество лекарственного обеспечения жителей региона.
Централизация закупок также дает возможность министерству здравоохранения и социального развития области усилить контроль за качеством и рациональностью использования поставляемых лекарств и медизделий, перейти на новые методы учета и распределения лекарственных средств, оптимизировать товарные запасы и более эффективно управлять имеющимися финансовыми ресурсами. Наконец, создание единой базы потребности и расходования лекарственных препаратов и медицинских изделий медучреждениями дает возможность для анализа и последующего более качественного планирования закупок.
– Организация закупок в медицинской сфере – это довольно сложный процесс, ведь речь идет о сотнях и тысячах наименований препаратов, медицинских изделий и материалов, – говорит гендиректор ОАО «УльяновскФармация». – К примеру, одних только медицинских перчаток – больше двух десятков видов. Чтобы во всем этом разобраться, приобрести, доставить, обеспечить должное хранение и распределение, нужны грамотные специалисты, технические и производственные возможности.
Все это у нас есть. Конечно, возникают сбои, ошибки. Где-то есть наша вина, и мы это признаем, где-то свою роль сыграла непростая ситуация на фармацевтическом рынке. При определении начальной максимальной цены мы руководствуемся расценками прошлого года, но цены на рынке выросли, и, случается, по тем или иным лотам не заявляется ни одного участника. В ряде случаев приходится делать экстренный закуп или самостоятельно искать необходимые препараты в соседних регионах.
ОАО «УльяновскФармация» – на 100 процентов государственное предприятие с высокой степенью социальной ответственности. Из 122 аптечных учреждений сети 13 аптек являются социальными, где цены на наиболее востребованные лекарственные препараты снижены за счет сокращения торговой наценки.
В условиях роста цен на препараты по инициативе губернатора С.И. Морозова в марте принято решение «заморозить» на три месяца стоимость лекарственных препаратов социальной направленности. В организации уверены, что эта мера позволит сохранить доступность лекарств для населения. Кроме того, в преддверии Дня Победы в аптеках ОАО «УльяновскФармация» (кроме аптек соцформата) действует 5-процентная скидка на ряд препаратов для участников и ветеранов Великой Отечественной войны*.
В планах руководства ОАО «УльяновскФармация» – дальнейшее развитие предприятия, расширение сети аптечных пунктов, а также организация производства перевязочных материалов под своей маркой. Есть уверенность, что продукция будет востребована не только в Ульяновской области, но и в других регионах.
Алексей КОВАЛЕВ

На правах рекламы. Лицензия ПО-73-02-000060 от 04.02.2009 выдана МЗ Ульяновской области.
*Подробности акции и сроки ее проведения уточняйте в точках продаж.