22 апреля в Ульяновске состоялось два мероприятия, посвященных разработке и принятию стратегии развития города. На заседании рабочей группы Совета российских городов обсуждались законодательные аспекты разработки стратегий муниципальных образований. А на публичном обсуждении был представлен проект стратегии развития Ульяновска до 2030 года.

IMG_4240

Федеральный закон №172 «О стратегическом планировании», принятый в середине прошлого года, обязал все ступени государственной власти, вплоть до муниципалитетов, заниматься стратегическим планированием.

На сегодняшний день фактически нет документов, которые определяли бы «порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования».

– Если вчитаться в закон – у нас унитарное государство, когда спускают все сверху, – сказал на заседании рабочей группы «Совета российских городов» руководитель группы Александр Прилепов. – Вот этот закон ввел уровень муниципальных образований. Сейчас нужно сделать сшивку между верхним уровнем и муниципальными образованиями.

Принятие нормативной базы для исполнения закона «О стратегическом планировании» планируется завершить только к 1 января 2016 года. На сегодняшний день фактически нет документов, которые определяли бы «порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования». Поэтому создание таких стратегий носит несколько стихийный характер – все понимают, что они нужны (да и закон обязывает!), но как их делать, имеют самые общие представления. Это понятно хотя бы по тому, что принимаемые стратегии имеют разную продолжительность. С одной стороны, это хорошо, так как создает поле для конкуренции – тот, кто сделает качественную стратегию и будет ее реализовывать, может получить значительные преимущества. С другой стороны, обязательность их наличия, при отсутствии единой методики написании стратегий, может привести к несогласованности действий внутри одного региона.

Тот, кто сделает качественную стратегию и будет ее реализовывать, может получить значительные преимущества.

– Всеми районами области разработаны стратегии социально-экономического развития до 2020 года, – сказал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на открытии общественных слушаний по стратегии развития города. – Я еще раз просил бы всех руководителей местного уровня продлить горизонт планирования до 2030 года. И, конечно, синхронизировать все муниципальные стратегии со стратегией Ульяновской области.

Принятие генерального плана города откладывается до декабря 2015 или даже 1 квартала 2016 года, несмотря на то, что контракт с разработчиками уже закончился.

На сегодняшний день, в Ульяновской области только город Ульяновск не имеет такой стратегии. По заявлению властей, именно по этой причине принятие генерального плана города откладывается до декабря 2015 или даже 1 квартала 2016 года, несмотря на то, что контракт с разработчиками уже закончился. Однако, каким образом стратегия будет отражена в генплане, выяснить не удалось.

Глава Ульяновска Марина Беспалова на заседании рабочей группы Совета российских городов отметила, что когда была начата работа в рамках стратегии до 2030 года, то параллельно велись работы по генплану. «Но пока у нас не будет стратегии, мы не сможем скорректировать и принять генеральный план. Эти документы важны, дополняют друг друга, но без стратегии нельзя принять генплан» – считает она.

– Мы это обсуждали и решили, что это новый генплан должен быть увязан со стратегией, – говорит Сергей Лозинский – партнер консалтинговой компании “Стратеджи Партнерс групп”, руководитель работ по разработке стратегии социально-экономического развития города Ульяновск. – Потому что стратегия идет в начале, а генплан показывает планировку города с учетом развития. У нас есть полностью понимание того, как город будет развиваться. Мы разговаривали с теми, кто занимается генпланом города – это ляжет в основу его корректировки.

По мнению многих экспертов, у тех муниципалитетов и регионов, которые создадут грамотную стратегию и начнут ее целенаправленно реализовывать, будет конкурентное преимущество перед теми, кто этого не сделает или сделает несвоевременно.

В результате конкурентной борьбы компании исчезают и появляются, но города обычно не могут исчезнуть и существуют веками.

– Конкуренция между городами – вещь более сложная, чем конкуренция между компаниями, – отмечает Сергей Лозинский. – В результате конкурентной борьбы компании исчезают и появляются, но города обычно не могут исчезнуть и существуют веками – более богатые, менее богатые, но существуют. Тем не менее, конкуренция между городами тоже есть, поскольку ресурсы, необходимые городам – прежде всего люди, в особенности активные и талантливые, а также внешние инвестиции, – являются ограниченными, и на всех их “не хватает”. Причем инвестиции привлечь еще можно в любом качестве – либо увеличивая ценность для инвестора, либо снижая издержки. Привлечь людей и удержать людей значительно сложнее, и поскольку нельзя их закрепить в городе насильственно – это значит, что конкуренция городов за людей всегда будет существовать и только усиливаться. И ведущие эксперты в разных странах понимают, что это главный фактор развития или отставания городов.

IMG_4248

Конкуренция городов за людей всегда будет существовать и только усиливаться.

Конкуренция через реализацию стратегий может сыграть и отрицательную роль в борьбе за ресурсы развития. По мнению Ольги Вендиной, ведущего научного сотрудника Института географии РАН, принципы конкуренции или соперничества между городами за ресурсы развития должны быть заменены принципами кооперирования и многоуровневой координации, созданием совместных проектов, ориентированных на меняющийся возрастной состав и жизненный цикл населения. «Это требует совместной выработки региональной политики и большей специализации городских центров. Конечно, специализация не должна пониматься в узком смысле и вести к возрождению идей монопрофильности экономики города» – считает она.

Последние реформы местного самоуправления фактически оставили большинство муниципальных образований «без штанов».

Важным аспектом, в который упирается реализация подобных стратегий – является несоответствие этих документов финансовым возможностям исполнителя. Последние реформы местного самоуправления фактически оставили большинство муниципальных образований «без штанов». Поэтому часто муниципальные стратегии нацелены на получение денег в рамках федеральных программ. Из-за этого различные стратегии развития, которые принимались раньше зачастую так и оставались на бумаге.

IMG_4246

– У каждой территории есть свой код развития, – считает Александр Прилепов. – Этот код развития есть у Ульяновска, у других городов. Каким образом им встроиться? Либо опять приедет барин, барин нас рассудит и скажет, что нужно делать. Да еще и подстроиться под федеральные целевые программы, то есть где деньги, там такая будет стратегия. Но это не так! Тогда развития не будет.

– Сегодня по законодательству стратегии должны быть «прошиты», утверждены муниципальными, региональными, федеральными программами, – заявила Александра Игнатьева, генеральный директор Союза российских городов. – Иначе, где гарантия, что те средства по этим программам, которые подразумеваются под стратегию, будут выделены муниципалитетам?

Будет больше бюджет – появятся деньги и на более крупные проекты, а при правильной стратегии доходы увеличатся обязательно.

Разработчик стратегии развития Ульяновска Сергей Лозинский уверен, что не только можно, но и нужно реализовывать стратегию при недостатке финансирования: «Во-первых, многие вещи можно делать и без денег. Во вторых, многие вещи нуждаются в не очень большом финансировании: просто нужно понимать, что в рамках любого нашего бюджета мы должны тратить определенную долю на стратегическое развитие, допустим, 10%, но тратить. Будет больше бюджет – появятся деньги и на более крупные проекты, а при правильной стратегии доходы увеличатся обязательно. Вот даже сейчас Ульяновская область имеет больше денег на развитие, чем 10 лет назад – потому, что были правильно выбраны приоритеты и была в целом правильная стратегия».

– Мы изучили весь опыт стран СНГ, европейских, азиатских городов, которые нам близки по численности населения, по промышленности, по потенциалу, по структуре экономики. – отметила в свою очередь Марина Беспалова. – Я считаю, что мы близки к более приземленной стратегии, которую сегодня можем принять за основу. Очень важно, чтобы этот документ не лежал на полке и актуализировался каждый финансовый год.

Очень важно, чтобы этот документ не лежал на полке и актуализировался каждый финансовый год.

По мнению Ольги Вендиной, основная причина декларативности стратегических планов состоит в трудности определения места города в системе политических, социальных и экономических отношений. «Они разрабатываются исходя из допущения, что администрация города обладает значительной свободой выбора траекторий развития и способов достижения поставленных стратегических целей. На практике же огромное количество факторов, как внешних по отношению к городам, так и внутренних, слабо контролируется руководством. Осуществление даже самых обдуманных и конкретных планов неизбежно сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, которые могут, как способствовать, так и препятствовать достижению поставленных целей» – считает она.

Принятие стратегии развития города, по словам Марины Беспаловой, планируется в конце августа, когда городские депутаты выйдут с каникул. Как она будет реализовываться, покажет время.

Сергей Селеев