Дорожники – одни из самых виноватых людей в России. Их постоянно ругают за ямы, отсутствие асфальта, неочищенные улицы. Большой неожиданный снегопад на прошлой неделе позволил изучить, как осуществляется работа дорожников в непростых погодных условиях.

IMG_4196

Днем, 21 апреля, во время снегопада, по сообщениям пресс-службы мэрии Ульяновска, на улицы города было выведено 68 единиц. Посыпали твердыми, жидкими реагентами, песко-соляной смесью, расчищали дороги грейдерами.

– Ох, и погодка вчера была, – говорит один из водителей «Камаза», обрабатывающего улицы реагентами. – Весь день работали в авральном режиме.

Он просил не называть его имя, потому что в спецтехнику по инструкции доступ посторонних людей запрещен. Так что если вдруг нас увидит старший смены или остановят сотрудники ГИБДД, ему грозит серьезное наказание.

IMG_4233

– Я работаю больше десяти лет уже, нравится, в общем, – рассказывает водитель. – Хотя и тяжело бывает, когда снегопад или еще чего-нибудь такое приходится несколько дней или ночей подряд работать.

В организацию ежедневно приходят сводки погоды, и если прогнозируется штормовое предупреждение или сильные осадки, то сотрудники переходят на авральный режим работы: вызываются люди, полностью мобилизуется вся организация. В обычном режиме каждому работнику выдается задание. В начале каждого дня ответственный объезжает весь город. Потом верстается план, в котором строго прописывается, где и сколько ему работать.

– Вот нас все ругают постоянно: дорожники то, дорожники се, – возмущается «камазист». – А водители сами-то тоже хороши – летнюю резину поодевали. Вон сколько аварий из-за этого вчера было. Фура опять же улетела в кювет. И как всегда все только на нас сваливают.

Хотя вчерашний снег с проезжей части уже сошел, ситуация с дорожным движением остается напряженной – видели уже несколько ДТП на маршруте нашего движения. На регулируемом перекрестке стоят «Daewoo» и «Приора», выставлен аварийный знак. Останавливаемся – проехать нельзя.

IMG_4209

– Ну, вот скажи мне, как можно было так врезаться? – возмущается водитель. – Ну, пропусти ты его, куда спешишь?

За образование наледи должен следить старший смены, контролирующий работу дневной или ночной смены. Он объезжает город и смотрит за дорожной ситуацией. Если где-то образуется наледь, туда отправляется машина с реагентами.

Объезжаем образовавшуюся пробку и продолжаем движение по маршруту. В кабине играет шансон – водитель уважает Круга.

– Мы уже было перешли на «летний» режим работы. Дороги стали ремонтировать, улицы подметать. А тут вон чего случилось – обратно зима пришла. Ну, нам-то без разницы особо как работать. Начальство пусть думает.
Мы проезжаем несколько крупных улиц, обрабатывая дорогу реагентами, после чего водителю пора ехать на пополнение запасов смеси. Параллельно с этим он пообедает.

Основной вывоз снега с улиц начинается в ночную смену. 28 машин отправились убирать улицы ночного города. На площади Ленина, напротив Дома Правительства, работает «Камаз», «Беларус» и «Бобкэт». Контролирует работы старший смены по имени Ильдар.

– Врасплох нас снегопад не застал, – говорит Ильдар. – Мы уже были подготовлены, знали, что движется антициклон. Поэтому к таким катаклизмам были готовы. А сейчас убираем последствия – улица Гончарова, Спасская. Вот сейчас под день рождения Ленина площадь и очищаем. Периферийные улицы прочищались, прометались тракторами. В основном там, где интенсивное движение машин, они сами растащили этот снег. Сейчас техника пройдет и по периферийным улицам. Будет вывозиться снег, подметаться тротуары, улицы – полный комплекс работ.

IMG_4206

Трактор загружает снег в кузов «Камаза». За рулем «Беларуса» молодой парень. У него в кабине настолько громко играет какая-то «попса», что перебивает шум работающей техники. Снег с улиц города вывозится на снеговую свалку в Карлинской роще. Техника будет работать всю ночь – с 19:30 до 07:00 утра.

– Каждый занимается своим делом, – продолжает Ильдар. – Такого снегопада давно не было. Я давно уже работаю. В том году тоже в конце апреля или даже в начале мая тоже снегопад был. Но такого точно не было. Он шел с 5 утра почти до вечера. Я считаю, что наша организация справилась нормально. Вроде как ожидается снегопад по прогнозу в среду-четверг, но скорее всего, будет дождь.

«Бобкэт» подталкивает снег в ковш трактора. Куча стремительно уменьшается, а «Камаз», в свою очередь, наполняется. Затем стремительно срывается с места и уезжает на свалку.

– Есть такие профессии, которые всегда ругают, – продолжает Ильдар. – Не от нас же многое зависит – мы делаем все, что можем. Если вдаваться во все проблемы – да в любую организацию, в любую службу войди, везде есть свои проблемы. Пусть ругают, но мы делаем свое дело. Тот, кто понимает, он видит, что работа проводится на довольно высоком уровне.

IMG_4196

– У нас всех ругают: и милицию, и врачей, – подхватывает разговор подошедший «дежурный водитель». – Но если что-то случается, то сразу бегут в больницу или милицию. Так же и дорожников, и сантехников. А куда мы без них? Это уже просто от людей зависит. А сами люди чего? Вот помнишь, прошлый раз мы тут же были с тобой?! Все на гулянья приехали. А мы ходили вокруг машины, колеса пинали. У нас задание было, кучи большие были.

– Да, убирали мы эту улицу зимой, – соглашается Ильдар. – Здесь у нас стояла куча. Вот машину поставили прямо около кучи. К ней трактор подъехать не может, так как заденет эту машину. Пришлось пинать по колесам, «сигналки» не было. Поискали хозяина в парке «Свердлова», тоже не нашли. И уж потом, спустя 2 часа, она сама вышла, села в машину и уехала. А мы расчистили все вокруг – водители видят, что чисто и хотят поставить рядом. Вот мы их гоняли все эти два часа, чтобы техника могла работать.

– Брошенные машины вообще большая проблема, – сетует «дежурный водитель». – «Смет» убирали по улице Гая, где проводили эстафету. Там поставили машины вдоль дороги. А у нас сначала идет грейдер, собирает вдоль бордюра. Машины стоят, «сигналки» нет, приходится огибать. Это задерживает нашу технику.
– Ладно, задерживает, – перебивает его Ильдар. – Мы-то проедем, а он потом сядет, уедет, а грязь останется. Скажут, что мы не убирали. Летом «поливалки» так же работают. С пятницы и до выходных на Гончарова по обеим сторонам стоят машины, играет музыка. Поливать нельзя, ругаются: «У меня машина намыта, а ты тут брызгаешь».

IMG_4232

– Огромная проблема с машинами, которые стоят всю зиму по обочинам, – дополняет «дежурный. – Наши водители переписывали номера, потом отдавали мастерам, а они уже передавали в ГИБДД. Очень эффективно было, многие поубирали машины.

«Камаз» возвращается, все начинается заново, только на этот раз «Бобкэт» безучастно стоит в стороне. Остаются три кучи грязного подтаявшего снега.

– Вон куча, вон еще одна, а там уже не наша, – говорит Ильдар. – На бордюр заезжать нельзя – плитку трактором снесет, влетит. Там «Горзеленхоз» должен убирать. Туда никто не залазит, водители сами знают. Если вопросы возникают лучше позвонить диспетчеру, уточнить – стоит ли заезжать туда или нет.

– У нас же дороги, придорожное пространство, тротуары, – поддерживает водитель. – А где плитка, газон, там ответственность уже не наша. Наша тяжелая техника может содрать плитку, нанести ущерб.

Водитель «Камаза» сдает вперед, поближе к следующей куче и выходит из кабины.

– Второй год работаю, – говорит он. – До этого у частника работал, потом в Москве работал. Нормально тут, государственная контора. Ночью по графику работаем. Зимой бывает и чаще. В Карлинскую рощу ездил сейчас. Последнюю неделю на ремонте был, а еще до этого, неделю работал на «смёте»: подметали вдоль бордюров, вывозили. Вчера на ремонте был, первый день вышел – днем мой сменщик работал. Два водителя на машину у нас. Летом три дня работаешь, три дня отдыхаешь. Летом инертные материалы возим: щебень, асфальт, песок на пескобазу. В прошлом году вывозили ил, грязь из «ливневки» в новом городе. Недели две каждый день ездили. Там что-то вроде отстойника: сначала погуще, потом жижа.

IMG_4199

Тракторист прерывает наш разговор сигналом – требует переехать в другое место, к следующей куче. «Камаз» переезжает на новое место. Возвращаюсь к Ильдару и дежурному водителю. Старший смены контролирует работы и на улице Гончарова. Здесь уже почти закончили, так что ему нужно ехать туда.

– Различные нюансы бывают в работе, – делится напоследок Ильдар. – Вот город у нас чистый, по сравнению с другими городами: с Казанью, Саранском. Ко мне родственники приезжают из Казани и удивляются, какой у нас чистый, красивый город. Они удивляются, как вы его содержите. Мне кажется, что это показатель, что люди из других городов обращают внимание на это. Мне нравится наш город. По молодости как-то считал захолустьем, а когда побывал в других городах, передумал уезжать. Слава богу, я не в Димитровграде родился, не в Чердаклах, не в Сызрани какой-нибудь.

Сергей Селеев