Проблема долгое время замалчивалась, управляющие компании предпочитали копить долги, вместо того чтобы заниматься снижением показателей общедомовых нужд. В результате после перехода на прямое абонирование по электроснабжению у населения резко выросли начисления, на что каждый реагировал по-своему: одни предпочли писать жалобы и ждать помощи, другие взялись разобраться самостоятельно и теперь платят меньше.
Каждый из нас, наверное, ежемесячно получает квитанции, где, кстати, написано: «Для корректного проведения начислений размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению с 23 по (30) 31 число каждого месяца необходимо производить снятие и передачу в адрес ОАО «Ульяновскэнерго» показаний индивидуальных приборов учета любым удобным для вас способом». Но что означает «корректное проведение начислений», то есть бывает и некорректное? За советом мы обратились к тем собственникам, которые уже разобрались в этом вопросе, и это им помогло «укротить» ОДН.
Шаг первый: обход с контролером
– На прямую оплату нас перевели в августе 2014 года. До этого мы платили через УК Заволжского района, и сумма за ОДН по электроэнергии составляла чуть больше рубля, на что мы и внимания не обращали, – рассказывает Валентина УВАРОВА, председатель совета дома № 1 поулице Тельмана.
Все изменилось, когда пришли новые отдельные «платежки» за электроэнергию, в которых напротив графы «общедомовые нужды» значилась цифра почти в 10 раз больше – 12 рублей (конкретная цифра на двухкомнатную квартиру, в которой живет старшая по дому).
– Жители начали ко мне обращаться и спрашивать, в чем причина такого резкого увеличения. Мы на совете дома посовещались и решили действовать, – продолжает Валентина Алексеевна.
Первое, что она сделала, – обратилась в УК и попросила прислать к ним в дом контролера. Вместе с ним председатель совета и другие активные жители буквально за два часа обошли все сто с лишним квартир и записали показания всех индивидуальных приборов учета.
Цель такого обхода с контролером – одномоментно снять показания всех поквартирных счетчиков в доме. Именно эти сведения служат «отправной точкой» для всех последующих действий. Кроме того, упомянутый обход позволил выявить старые электросчетчики, которые пора заменить, на что указали владельцам.
– В тот же день, как сняли все поквартирные показания (это было 25 октября 2014 года), мы с несколькими жильцами, один из которых опытный электрик Анатолий ХОСЕВ, спустились в подвал и записали показания общедомового прибора учета. Сведения с общедомового прибора передали в УК. На следующий день я поехала в «Ульяновскэнерго» – на бульвар Фестивальный, 12 – с поквартирными показаниями. Там, кстати, нашей инициативе обрадовались: пообещали прислать счета до 10 ноября, – говорит УВАРОВА.
Помимо этого, старшей по дому ресурсники передали распечатку, в которой была представлена подробная информация по должникам.
Какие же результаты принесли эти действия? Сразу же в счетах за тот же месяц октябрь 2014 года жители дома увидели, что суммы начислений буквально стали таять – ушли в минус!
– Например, ОДН на мою квартиру насчитали минус 14 рублей, – комментирует Валентина Алексеевна.
Однако работа на этом не завершилась, а только началась…
Шаг третий: работа над ошибками
В счетах, которые пришли в ноябре, старшая по дому заметила ряд несоответствий в цифрах: где-то не так записали, а у кого-то явно счетчик не в порядке.
– Например, в одной квартире последние цифры показаний: 8585, а записано: 6585. И данная ошибка переходила из месяца в месяц, пока мы ее не «выловили», – комментирует женщина.
Очень важно, что удалось существенно сузить «круг» тех квартир, из-за которых, по всей видимости, и повышается ОДН.
– Ведь все счета на электричество приходят сначала ко мне, и я в курсе всех показаний. Соответственно, я четко вижу проблемные квартиры. Иными словами, «бороться» нужно теперь не со всем домом, а всего с пятью-шестью собственниками. Представители совета дома сразу идут в такие квартиры, беседуют, убеждают. И это работает! – заявляет старшая по дому.
Шаг четвертый: повышение самостоятельности
В ноябре 2014 года был сделан новый шаг, чтобы добиться одномоментной подачи показаний.
– Мы вывесили в каждом подъезде объявление о том, что 21 ноября все собственники должны сделать следующее: вырезать «Форму передачи показаний», которая есть в каждой квитанции от «Ульяновскэнерго», и, заполнив ее, опустить в конкретный почтовый ящик (один в каждом подъезде). Не прошло и часа, а у меня уже старшие по подъезду несут все сведения! Информации не было только от пяти квартир, но мы сумели ее в итоге добыть. Затем алгоритм действий тот же: спустились в подвал, сняли показания общедомового прибора учета. И передали эти сведения по прежним адресам: с общедомового – в УК, а с индивидуальных счетчиков я отвезла в «Ульяновскэнерго».
В настоящий момент жители дома №1 по улице Тельмана передают свои показания уже самостоятельно – либо через специальные ящики в РИЦ, либо в «Ульяновскэнерго».
– Мы попробуем в таком режиме пожить месяца три. Если показатели по ОДН будут низкие, то это означает, что проблема решена: собственники приучились сами подавать показания одномоментно. А если нет – то, по решению совета дома, снова вернемся к системе сбора показаний с помощью почтовых ящиков в каждом подъезде. Такой подход доказал свою эффективность!
Евгений Нувитов