На прошлой неделе в нашем городе прошли массовые проверки правил продажи алкогольной продукции. В результате некоторые торговые сети приостановили розничную торговлю по инициативе регионального Минсельхоза, а остальные продавцы, не желая повторить судьбу коллег, повысили бдительность и стали требовать документы, подтверждающие возраст, у всех граждан без исключения.
Инициаторы проверки – молодогвардейцы – полагают, что защищают общественные интересы и просят привлечь к административной ответственности должностных лиц и предприятия торговли, а также приостановить действие лицензий на розничную продажу алкогольной продукции. Противники, в том числе правозащитники, считают, что проверки проведены с нарушением закона, в первую очередь нарушают права самих несовершеннолетних участников контрольной закупки (Подробнее –http://ulgrad.ru/?p=132321). Предлагаю проанализировать позиции сторон. Против проверокДействия сотрудников полиции при проведении проверок регулируются Федеральным законом «О полиции» № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. с последующими изменениями и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12.08.1995 г. с последующими изменениями. По одному из аналогичных дел арбитражный суд таким образом обосновал невозможность проведения проверок с участием несовершеннолетних: «Согласно статье 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно- розыскной деятельности” (далее – Закон N 144-ФЗ) проверочная закупка является оперативно-розыскным мероприятием. На основании статьи 7 Закона N 144-ФЗ контрольная закупка продукции, реализация которой ограничена, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность… В соответствии со статьей 5 Закон N 144-ФЗ органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация). Согласно статье 17 Закона N 144-ФЗ отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. Из смысла указанной выше статьи следует, что несовершеннолетние граждане не могут привлекаться к оперативно-розыскным мероприятиям ни по инициативе ОМВД, ни с согласия родителей. В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что преднамеренное использование при осуществлении проверки несовершеннолетнего лица, инициирование покупки им алкогольной продукции свидетельствует о применении проверяющими недозволенных методов проверки» Кроме того, противники таких проверок ссылаются на законодательные инициативы о продаже алкоголя в специализированных магазинах, о продаже алкоголя «по прайсу» (при закрытых витринах) и др., а также на запрет несовершеннолетним находиться на территории специализированных алкогольных магазинов, на запрет рекламы алкоголя. Напомню, что эти предложения были направлены на изоляцию алкогольной продукции от несовершеннолетних (чтобы и не видели, и не соблазнялись). За проверкиЗащитники проверок говорят о том, что правоохранительные органы ничего не нарушают, проверок не инициируют. Это же все активисты. Такая позиция основана на возможности проведения общественного контроля, предоставленной Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с изменениями. Читаем закон и судебную практику«В соответствии с положениями Закона № 171-ФЗ предполагается осуществление общественного контроля за соблюдением его требований. При этом такой контроль осуществляется гражданами и общественными объединениями. Несовершеннолетний М. состоит в Ассоциации Военно-патриотических клубов, проводящей так называемые «алко-рейды», целью которых является снижение объемов продажи алкогольной продукции несовершеннолетним. Участие в подобных акциях осуществляется на добровольной основе. Очередной «алко-рейд», имевший место 07.12.2012, в ходе которого была осуществлена продажа алкогольной продукции в магазине несовершеннолетнему М., проводился в отсутствие контроля со стороны УМВД России и без наличия каких-либо распорядительных документов. И далее, – «установленное судом первой инстанции обстоятельство, что непосредственно перед осуществлением рейда М. заходил в отдел полиции, где согласовал свои дальнейшие действия по выявлению фактов неправомерной продажи алкогольной продукции, не является достаточным основанием для квалификации действий М. по покупке алкогольной продукции в качестве контрольной закупки. Никакие распорядительные документы, на основании которых планировалось провести соответствующую проверку, административным органом не составлялись, перечень подлежащих проверке магазинов не уточнялся, сотрудники полиции при покупке не присутствовали. Сотрудники полиции, составившие в отношении Общества протокол об административном правонарушении, за реализацией алкогольной продукции не наблюдали, а были вызваны на место совершения административного правонарушения по телефону «02» после факта продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему. Для правильного решения вопроса о квалификации произведенной покупки необходимо также учитывать, что несовершеннолетний М. при покупке пива вносил собственные денежные средства, впоследствии возврата денег не требовал. Документов, свидетельствующих о возврате купленного товара продавцу, в материалах дела также не содержится». В результате суд пришел к выводу о допустимости доказательств, полученных в ходе такой проверки. Предполагаю, что проверки в Ульяновске проходили именно по такому сценарию. А был ли мальчик?По действующему законодательству возможна продажа алкогольной продукции лицам, достигшим 18-ти лет. Все попытки ссылаться на то, что несовершеннолетний выглядит старше своих лет, на то, что была очередь и продавец не придал значения возрасту покупателя, не находят поддержки в судах. Ни возмущающаяся очередь, ни слезные жалобы покупателя также не помогут нерадивым продавцам.
Обратите внимание, что общественные контролеры рекомендуют несовершеннолетним придерживаться при осуществлении контрольных закупок следующей линии поведения: «При покупке товара Вам необходимо вести себя максимально естественно: нельзя улыбаться, смеяться или демонстрировать смущение, Ваша манера поведения должна быть уверенной, тщательно выбирайте необходимый товар, советуясь между собой по поводу приобретения товара, обращайтесь к персоналу с просьбой порекомендовать Вам тот или иной товар, запрещенный для продажи несовершеннолетним. Для уверенности можете представить, что Вы покупаете сок или жевательную резинку. По возможности нужно покупать необходимый товар так, чтобы в момент расчета рядом с Вами не было других покупателей и сотрудников торговой точки. Однако это не должно бросаться в глаза. При возникновении трудностей в покупке алкоголя, сигарет и пива попытайтесь уговорить продавца-кассира отпустить выбранный товар». Такие вот «бывалые» покупатели. За чей счет банкет?Ответственность продавца, должностного лица и самого предприятия установлена ч. 2.1. ст. 14.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Неоднократная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним влечет привлечение к уголовной ответственности по ст. 155.1.Уголовного Кодекса РФ и наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. С другой стороны, общественный контроль продавцов за поведением несовершеннолетних покупателей также существует. Допустим, продавец сообщил в полицию о попытке купить алкогольную продукцию несовершеннолетним, и его (подростка) личность даже установили, и поставили на учет в качестве нарушителя, что можно вменить в вину несовершеннолетнему и его родителям? Ст. 5.35. КоАП РФ – Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Или ст. 6.10. КоАП РФ – Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции с максимальным штрафом для родителей в 5 000 рублей. Как видим, накладывать штрафы на предприятие и должностных лиц проще и выгоднее, чем на несовершеннолетних нарушителей. Очень часто при обосновании высоких штрафов приводят примеры из практики других стран. Вот, например, в США и алкоголь продают с 21 года, и лицензии сразу у нарушителей отзывают. Но забывают при этом упомянуть, что и сами несовершеннолетние отвечают за свои поступки (не только за покупку, употребление алкоголя, но и за просто владение им). ОсадочекНикто не станет спорить с необходимостью соблюдения закона о запрете продаж алкоголя несовершеннолетним. Так, например, по результатам контрольных закупок в одном из городов были сделаны следующие нелицеприятные выводы:
«Подростки старшей возрастной группы (15-16 лет) практически со стопроцентной вероятностью могут приобрести в центральных магазинах города любую категорию «табуированной продукции», будь то водка, вино, пиво или сигареты. Причем, расспросы о возрасте скорее всего их минуют. Подростки младшей возрастной группы с «явно детскими лицами» при покупке алкогольной или табачной продукции сталкиваются либо с абсолютным отказом, либо с абсолютным потворствованием продаже. Причем, в последнем случае продавцы намеренно закрывают глаза на возраст покупателей. На успешный или неуспешный результат покупки «табуированной продукции» могут повлиять находящиеся рядом с кассой взрослые люди, но возмущения по поводу незаконной продажи с их стороны крайне редки». Однако проведение проверок с подставными покупателями и внедрение двойных стандартов принесет весьма сомнительную кратковременную выгоду. А чем закончится рассмотрение административных дел мы скоро узнаем. При подготовке статьи использованы: – Методические рекомендации «Организация взаимодействия при проведении мероприятий по недопущению продажи несовершеннолетним табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей, пива и напитков, изготавливаемых на его основе» Иванова Т.К., Котов Ю.Б., Бероусов А.М., Стребейко О.Э., Москва, Городской Центр “Дети улиц”, 2012 г. – http://mkdn.mos.ru/downloads/MP%201.%20Alkogol.pdf |
|