В последнее время в ульяновских СМИ можно нередко встретить публикации, критикующие состояние лесопромышленного комплекса региона. Сообщается о случаях воровства леса, его плохом санитарном состоянии, недостаточной противопожарной профилактике. О реальной ситуации в лесной отрасли лучше всех знает Любовь Кублик – в прошлом руководитель соответствующего департамента, а ныне председатель региональной Ассоциации лесопромышленников. На днях мы поговорили с ней и выяснили, какие проблемы стоят и какие новшества ждут отрасль в ближайшее время.
– Любовь Ильинична, ульяновские СМИ часто пишут о многочисленных нарушениях, допускаемых в лесном хозяйстве региона. Действительно ли проблемы, о которых идет речь, стоят настолько остро? Например, что касается воровства леса.
– Нарушения, о которых пишут СМИ, действительно имеют место. Другое дело, что они не достигают слишком серьезных размеров, поскольку почти весь лес региона (порядка 78%) находится в аренде. Если арендатор украдет лес сегодня, то завтра ему нечем будет платить арендные платежи. Основные нарушения допускаются на неарендованных участках.
– Это оставшиеся 22%?
– Да, на сегодняшний день не в аренде находятся Новочеремшанское, Тереньгульское, Сенгилеевское и Ульяновское лесничества. Этот лес поднадзорен областному департаменту лесного хозяйства, но у него нет физической возможности держать все под контролем. Что касается Тереньгульского лесничества, то договор аренды на эти леса расторгнут в марте прошлого года – туда пришел недобросовестный арендатор, который накопил 20-миллионный долг по арендной плате, допустил ряд других нарушений, и договор с ним пришлось расторгнуть через суд. Но у нас есть инвестор, готовый арендовать Тереньгульское и Новочеремшанское лесничества. Это Инзенский деревообрабатывающий завод. Там производят фанеру, и часть сырья приходится завозить из-за пределов области. Это лишние транспортные издержки. Так вот, завод возьмет в аренду Тереньгульское и Новочеремшанское лесничества, будет сам заготавливать там древесину для своих нужд. Этот инвестпроект планируется запустить к середине лета. Тем самым мы убьем двух зайцев – обеспечим производство местным сырьем и отдадим по сути бесхозный лес в аренду – за ним будет кому ухаживать.
– А государство само не в состоянии следить за порядком в лесу?
– Дело в том, что новый Лесной кодекс, вступивший в силу в 2007 году, предполагает уход государства из леса и передачу его в аренду бизнесу, который использует лес в коммерческих целях, получает прибыль, а взамен платит в бюджет арендную плату и следит за санитарным и противопожарным состоянием арендованных участков, занимается лесовосстановлением и т.д. Таким образом, система государственного лесного хозяйства, сложившаяся до 2007 года, была ликвидирована.
Штат государственных лесничеств сокращен до минимума. Задача заботы о лесе возложена на арендаторов, с них и весь спрос, а дело государства – надзор и контроль.
– Справляются ли арендаторы с возложенными на них задачами?
– В основном да, за исключением единичных случаев – еще раз вспомним недобросовестного предпринимателя, арендовавшего Тереньгульский лес. Арендаторы отвечают и за противопожарное состояние леса, содержат противопожарную технику, инвентарь, проводят профилактические мероприятия…
– Тема лесных пожаров вновь становится актуальной – мы видели, что произошло в Хакасии, а ведь теплое время года только начинается. Готова ли область к пожароопасному сезону?
– Арендаторы комплекс необходимых мер предпринимают: проводят опашку, следят за состоянием техники и т.д.
– А государственные пожарно-химические станции?
– Они есть, но их ресурса для полноценной противопожарной охраны леса, конечно, недостаточно. Там на 50-60 гектаров леса приходится всего по 7 сотрудников. Некоторые станции отвечают сразу за два района. В регионе необходимо развивать сеть пожарно-химических станций, но для этого нужно серьезное финансирование. Еще раз подчеркну: основные тушители, если пожар не дай бог случится, это арендаторы.
– Как бы то ни было, будем надеяться, что лесные пожары минуют область. Спасибо, что уделили время!
– Всего доброго!