Министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил во вторник на селекторном совещании, что в нынешнем году состав парка военно-транспортной авиации пополнят два новых самолета Ил-76МД-90А, а также три модернизированных “Руслана”. Глава военного ведомства подчеркнул, что новая модификация Ил-76 серийно производится в Ульяновске, без оглядки на зарубежных поставщиков и партнеров.

На ульяновском авиазаводе собрали уже четыре Ил-76МД-90А. Один из них был недавно передан Минобороны. В этом году на “Авиастаре” планируется завершить строительство еще двух воздушных судов – по всей видимости, тех самых, о которых заявил Шойгу. В производстве в различной степени готовности и комплектации находятся десять машин.

Всего же по госконтракту ульяновцы соберут для Минобороны 39 самолетов Ил-76МД-90А.

Ил-76МД-90А – это глубокая модернизация знаменитого самолета Ил-76, летающего по всему миру. Воздушное судно имеет новый пилотажно-навигационный комплекс и систему автоматического управления, оснащен современным комплексом связи и так называемой “стеклянной” кабиной (где аналоговые приборы заменены цифровыми). Машина соответствует современным требованиям, предъявляемым к авионике, а обновления значительно увеличивают безопасность полетов, точность самолетовождения и десантирования. Штатные двигатели Д-30КП2 заменены более современными ПС-90А-76 пермского производства. Кроме этого, самолет имеет модифицированное крыло и усиленное шасси, что расширяет его эксплуатационные возможности.

Также на авиазаводе сейчас ведется сборка топливозаправщика Ил-78М-90А, который сделан на базе модернизированного Ил-76. По желанию заказчика, новое воздушное судно должно сохранить возможность использования его в качестве военно-транспортного. Это будет первый воздушный топливозаправщик, произведенный в России. Прежде все Ил-78 собирались в Узбекистане на ТАПОиЧ.

Самолет будет иметь рампу, десантное оборудование, а, в случае необходимости, на нем можно установить оборудование для пожаротушения и заправки. Последнее включает в себя дополнительные емкости для топлива внутри грузовой кабины и унифицированных подвесных агрегатов заправки.

Топливозаправщик также оснащен четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76. Пилоты смогут использовать два взлетных режима: максимальный повышенный с тягой 16 тонн и максимальный с тягой 14,5 тонн. Удельный расход топлива двигателя ПС-90А-76 на 12-14 процентов ниже расходов топлива двигателя предыдущего поколения Д-30КП. Проектирование и создание конструкторской документации, а также само производство самолета полностью ведутся на основе цифровых технологий.

Как отметили разработчики, Ил-78М-90А станет основным самолетом-топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе воздушных судов дальней, фронтовой и специальной авиации. Он сможет одновременно заправлять два самолета фронтовой авиации (типа Су-27 и МиГ-29): для этого будут использоваться агрегаты, установленные на крыле. С хвостового агрегата заправки возможна заправка самолетов дальней и специальной авиации. На земле Ил-78М-90А сможет одновременно заправлять до четырех самолетов.

Построить опытный образец топливозаправщика на авиазаводе должны до конца нынешнего года. К 2018 году объем производства Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А в Ульяновске должен составить 18 самолетов в год.

Что касается “Русланов”, то программа восстановления парка воздушных судов государственной авиации включает в себя доработки по бюллетеням, модернизацию отдельных элементов для поддержания и улучшения технических характеристик, повышения надежности, увеличения сроков эксплуатации самолета. В самолете усиливают кабины основного и сменного экипажа, а также обслуживающего персонала. Кроме этого, продлевается ресурс воздушного судна.

По предыдущим госконтрактам в Ульяновске модернизировали 11 военных “Русланов”. Ранее высказывались планы, что до 2020 года на “Авиастаре” будет отремонтирован и обновлен весь имеющийся парк Ан-124-100.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15