К 70-летию Победы Ульяновское отделение Союза художников России открыло две выставки – в своей картинной галерее на улице Гончарова, 16 и в Ленинском мемориале.
Экспозиции, насчитывающие в среднем по 150 работ живописи, графики, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства, ретроспективны. Как пояснил председатель этой творческой организации в Ульяновске Николай Чернов, представлено лучшее на тему войны из того, что было сделано художниками несколько лет назад и в современное время.
Обе выставки тесно связаны между собой противопоставлением Смерти и Жизни: рядом с сюжетами о войне размещены мирные пейзажи. Здесь Добро побеждает Зло, высокие идеалы – низкие, созидающая сила человеческих рук и природы – разрушение. Красота у художников все же спасает мир!
Не забыты имена членов Союза художников – участников Великой Отечественной, которых, увы, давно уже нет с нами. Фотопортреты Алексея Моторина, Ивана Лежнина, Юрия Куликова, Ивана Франго, Ивана Щеголева и других открывают экспозицию в картинной галерее. А в Ленинском мемориале можно увидеть пейзажи Ивана Щеголева, хранимые и предоставленные для выставки его дочерью, тоже живописцем. Интересно, что сражавшийся в войне с японцами Иван Щеголев к пережитому в боях в своем творчестве не обращался.
Как это ни грустно, но из живых ветеранов войны в ульяновской организации Союза художников России остался только Мефодий Иванович Остапенко. В свои 88 лет он продолжает держать в руках кисть, встречаться со школьниками, рассказывая о своем боевом пути. Его работы о войне представлены на обеих выставках. На одном из почетных мест – щемящая душу картина Остапенко с фигурой старой крестьянки на дороге, спустя годы после Победы продолжающей ждать живым не вернувшегося с фронтовика-сына…
Мальчишкой был в годы войны народный художник России Виктор Сафронов, посвятивший все свое творчество изображению трагедий, которые несет с собой война. Он пишет кровь, смерть, горе, беспощадность фашистов, героизм советских воинов. Однако лично на меня гораздо большее впечатление производит его работа «Конюх». Пожилой крестьянин с дугой на плечах ведет под уздцы лошадь по деревенской улице с заброшенным ветхим домом, разрушенной церковью. На таких жилистых, сильных духом и телом людей от земли всегда в минуты роковые опиралось государство, они были и будут его защитой и опорой.
Чем-то напоминают богатырей воины-родственники художника Льва Нецветаева – «Дядья». Широкая красная полоса вычеркивает двоих из них: тех, что полегли на поле боя. А вот портрет отца: пожилой мужчина, с орденами и медалями на пиджаке. Но не награды приковывают внимание, а мудрые глаза человека, прошедшего сквозь огонь, кровь, смерть, Победу.
Безмолвный разговор с не вернувшимся с фронта отцом ведет народный художник России Аркадий Егуткин – «Диалог. Автопортрет с отцом». Сколько вопросов хотелось бы задать им друг другу, сколькими мыслями поделиться! Из развернутого к зрителю, слегка размытого лица отца проявляется более четкий и яркий профиль сына: начало и продолжение, непрерывная связь поколений и времен.
Детям войны п освящена картина Владимира Никулина. Трое деревенских ребятишек, хилых и изможденных, словно просят лично у тебя: «Хлеба.». Такую картину, вероятно, мог написать только тот, кто сам пережил подобное.
«Узник ГУЛАГа» скульптора по дереву Евгения Усерднова как бы вырастает из ствола, покрытого корой и опутанного колючей проволокой. Это голова не заключенного, а святого мученика, в глазах которого – страдание, прощение мучителям и тихий свет.
Радость Победы и скорбь о павших слились воедино в полотне заслуженного художника России Бориса Склярука. Время и место действия – современная площадь 30-летия Победы в Ульяновске, где под мирным голубым майским небом выстроились в ряды солдаты, офицеры и суворовцы, чтобы отдать дань памяти бессмертному подвигу отцов, дедов и прадедов. Передана атмосфера торжественности и волнения, душевной возвышенности. Воистину, это праздник со слезами на глазах.