Спортивное ориентирование постоянно находится в тени. Со стороны оно кажется доступным и простым видом спорта – всего-то бегаешь по лесу с картой, и всё. Но ориентирование никогда не было модным, как тот же бег, велосипедный спорт или, как сейчас, сноуборд. Что же в действительности такое спортивное ориентирование, и насколько это сложный вид спорта?
В Ульяновске старт всероссийских массовых соревнований «Российский азимут» проходил в парке 40-летия ВЛКСМ. Найти место сбора участников легко уже по звуку – помимо пения птиц, там слышен треск скотча. В штабе, где проходит регистрация, получаю номер «9» и карточку, куда нужно ставить отметки с контрольных пунктов.
– А инструктаж перед стартом будет?
– Ну, если тебе повезет, то да, – отвечает секретарь соревнований – женщина средних лет.
До начала соревнований ещё более получаса. К стенду, где висит положение о них, списки участников и правила, не протолкнуться. Дети стайками кружат возле своих тренеров, весело обсуждая предстоящие соревнования и возможный расклад на финише:
– А с нами ещё Серега побежит вместе.
– О, круто!
– Говорят, самые сильные ориентирщики в 8 классе.
Ребятня времени не теряет и играет в видоизменный бейсбол. Вместо бит сухие палки, а бросают не мячи, а сосновые шишки. Кажется, что цель игры – попасть шишкой в отбивающего.
Подростки же перед стартом менее компанейские. Говорят мало, лица у всех сосредоточенные – на трассе друзья становятся конкурентами. Другое дело взрослые. Абсолютно все друг друга знают, интересуются как дела, про предстоящий старт ни слова. Для них такие неофициальные соревнования просто ещё один повод увидеться – многие вместе выступают на соревнованиях уже несколько лет.
Таких новичков как я можно узнать по синим номерам на груди. Пока с такими же встретил только мальчишек и девчонок 10-12 лет. Мы тут хоть и любители, но проигрывать школьникам в мои планы не входило. С ориентированием у меня реально проблемы – за день до «Азимута» я чуть не умудрился заблудиться в Винновской роще, а компас держу первый раз в жизни.
Всю разношерстную толпу просят собраться на общем построении. Сообщают, что всего участвует 179 человек. Главный судья надеется, что все доберутся до финиша. Включается гимн, поднимают флаг… До старта осталось меньше десяти минут.
Новичков легко отличить от профи уже по форме. Профессиональные ориентировщики одеты в костюмы а-ля велосипедных – похожие по крою майки с коротким рукавом и обтягивающие рейтузы. Некоторые любители пришли в джинсах и в неспортивной обуви. Вообще, строгого соблюдения регламента я не заметил. По форме замечаний не делают, хотя про это было сказано в заявке, наличие компаса не проверяют, хотя он тоже вроде как должен быть обязательно. В положении написано про медицинский осмотр, но врачей я тоже не увидел.
Наш разряд стартует первыми. Обладатели синих номеров подтягивают к старту. Детей много, даже большинство. Самому юному участнику, Данилу, всего 2 года. Его папа Андрей в спорте не новичок – 11 лет занимается туризмом. Правда, сейчас больше занимается организацией соревнований.
Мой сверстник Дима тоже первый раз пробует себя в спортивном ориентировании. Работает инженером в приборостроительном бюро, занимается танцами в «Латинском квартале».
– Я сюда из-за азарта пришел. Надеюсь, что доберусь до конца.
Кто-то в нашей категории не новичок. Например, улыбчивая Ирина. 15 лет назад она занималась спортивным ориентированием в университете. Решила, что называется, вспомнить молодость. На старт выходит вместе с дочкой Аленой.
Остается три минуты. Все выстраиваются на старте – разного роста, возраста, с разными целями участия.
Судья кладет на землю перед каждым участником карту «рубашкой» вверх. Я, как и другие, жду. Поднять карты можно только когда электронное табло закончит обратный отсчет. Однако, судья говорит, что карты уже можно изучить, и подсказывает примерное расположение первого контрольного пункта.
Старт! Почти все сразу рванули по направлению к главной аллее парка. До неё от места старта метров сто, а первый контрольный пункт метров на 250-300 выше. Точнее, северо-западнее. На аллею я выбираюсь одним из последних. Моя тактика проста – до первой отсечки добегу за всеми, даже в карту не смотрю.
Контрольный пункт чем-то похож на китайский фонарь. Трехгранный прямоугольник висит среди кустов, а рядом несколько карандашей. Их цвет на каждой «контрольке» разный. Карандаши плохо заточенные, поэтому надо повозиться, чтобы поставить в своем листе отметку. Я потерял несколько секунд пока думал, какую именно отметку нарисовать. Пока бежал до следующего КП понял, что спортивное ориентирование не прощает долгих философских раздумий. По пути смог обогнать лишь женщину лет 50 – по тому, куда она бежала, понял, где вторая «контролька».
На ней уже толпятся не только новички, но и молодежь со следующего старта. Пока делал отметку, подбежал Андрей с сыном на руках. Компасом он не пользуется, больше показывает маленькому Данилу лес.
Только сейчас вспоминаю, что у меня есть компас. По нему начинаю искать следующий КП. За это время в голове всплывают слова с уроков географии: «азимут», «масштаб карты», «условные обозначения».
С грехом пополам нахожу третью «контрольку». C непривычки бежать становится тяжелее, да и трасса не всегда проложена по тропинкам. Трава в некоторых местах достаточно высокая, а местами попадаются сухие мелкие кустики, которые впиваются в подошву кед. Неприятно.
Уже на середине дистанции вспоминаю, что у меня с собой ещё и фотоаппарат. И на третьем пункте меня настигают Андрей и Данил.
Чтобы не участники не заплутали, на деревьях оставлены красные отметки. Это обозначение границы трассы – за ними делать нечего. В лесу уже везде мелькают группы спортсменов, ищущих свои отметки. Наш четвертый контрольный пункт оказывается совсем рядом с финишем. Пробегая по импровизированному коридору из двух веревок с флажками, сдаю судье свой путевой лист. Трассу я закончил, наверное, даже не в середине. От бега по лесу сразу начинают болеть ноги, приходиться немного отдышаться. Одним из первых к финишу пришел Дима. Он выглядит довольным собой и нисколько не уставшим.
Почти сразу после меня заканчивают дистанцию Андрей и Данил. Они уже успели стать общими любимцами всех участвующих. К ним сразу бросаются телевизионщики. Смущенный от такого внимания Данил отворачивается от камеры и смотрит куда-то в лес. Видимо спортивная карьера ему уже ближе, чем телевизионная.
На финише также вместе держатся Ирина с дочерью. На трассе, оказывается, такого единения не было. Алена все-таки обогнала маму на середине. Участие семьями для спортивного ориентирования не редкость, а даже норма.
– Что 15 лет назад, что сейчас, спортивным ориентированием занимается примерно столько же человек, – рассказывает Ирина, – Ориентировщики любят природу, ценят дружбу. Многие дружат семьями и ими же участвуют на протяжении многих лет в различных соревнованиях.
Оказывается, что помимо традиционного ориентирования есть зимнее на лыжах, ночное и на велосипедах. А сам вид спорта оказывается достаточно сложным, поэтому и тренировки у спортсменов не из легких.
– На силовых тренировках нам на спину цепляли тяжелый рюкзак и заставляли бежать в гору. Или, когда бежали по лесу, то должны были читать газету с мелким шрифтом. Так развивали внимательность, – делилась Ирина секретами внутренней кухни спортивного ориентирования.
Тем временем на старт выходит очередная группа. Это мальчики и девочки лет 10 – 12. Несколько девочек не рванули за другими, а внимательно изучают карту. На помощь приходят тренеры и судьи.
Многие новички, как и я, не стали дожидаться церемонии закрытия. Хотя, какие мы теперь новички? Мы почти полупрофессионалы. Все мои недавние соперники, независимо от возраста и результата, покидали парк довольными. Ведь всем удалось сделать, видимо, самое главное, что есть в спортивном ориентировании – добраться до финиша.
Артем Горбунов