Мы направились к еще одной точке на самой границе с Саратовской областью – к Золотой горе. Почему это гора имеет такое название я так и не сумел выяснить ни у кого. Все только в один голос говорят, что золота там нет.))) Лучшим вариантом объяснения названия было то, что там когда то захоронили какого-то хана. Может кто-то знает лучшую версию?

1

2

3

4

6

А вот у подножия Золотой горы расположился огромный пруд на котором отдыхала целая стаю белых лебедей. Но они настолько пугливые, что приблизиться к ним на хорошо просматриваемой местности было нереально: лебеди мигом уплывали к противоположному берегу.

1

2

3

5

7

8

9

Наш дальнейший путь был в село Новые Зимници к могиле чрезвычайно почитаемого в мусульманском мире шейха.

Могила шейха Хабибуллы-ишана Хансаварова (1805–1897), находящаяся в селе Новые Зимницы, наиболее почитаемая мусульманская святыня нашей области. Этот достойный человек посвятил всю свою жизнь религии и просвещению. Еще в Мосеевском медресе Хабибулла-хазрат приобщается к суфизму — пути духовно-нравственного совершенствования в Исламе. Но деятельность Хабибуллы-хазрата не ограничивается руководством внутримечетской службой, отправлением обрядов на домах прихожан и обучением. Он углубляет свои знания суфийского учения, переписывает книги, пишет комментарии на арабском языке к законоведческим и суфийским трактатам. Главная заслуга Хабибуллы-хазрата в том, что он был просветителем — организовал и содержал известное на всю округу медресе. Считается, что более 300 выпускников Хансаваровского медресе стали имамами. Кроме этого из стен Хансаваровского медресе вышли люди, которые, став состоятельными, занимались благотворительной деятельностью — строили мечети и медресе, выпускали книги, работали в редакциях. Мечеть и медресе Хансаваровых стало не только духовно-просветительским центром мусульман округа, но и местом социально-экономической защиты и реабилитации. Сотни обездоленных, нищих, больных и калек, вдов и бездетных находили здесь приют и помощь. Десятки детей рядовых бедных людей учились и содержались бесплатно. 45 лет Хабибулла хазрат прослужил имамом третьей мечети.

За все время службы он показал себя образцовым имамом и настоящим духовным наставником. Лишь достигнув 80 лет, он передает имамство своему сыну Абдулвахидe-хазрату, и решает последние годы жизни полностью посвятить обучению других. Еще добрых 17 лет также и в годы официального имамства ему суждено было учить и воспитывать, готовить людей, посвящающих себя служению Исламу и людям. Оставаясь только директором и старшим преподавателем медресе, Хабибулла ишан активно вел подвижнический образ жизни, делая все возможное, чтобы спасти других из бездны безверия и пустоты, греха, безнадежности и бесполезного существования.

Сама могила очень хорошо обустроена. Мусульмане из разных городов и сел всем миром украсили это Святое место. Кто-то из Германии привез надгробия, кто-то выложил плиткой дорогу к могиле, кто-то построил забор и беседку…

Рядом с шейхом находятся надгробия его сына (справа), дочери (слева) и еще чуть левее –жены.

Я попал на могилу в момент, когда здесь были паломники из Саратовской области и смотритель кладбища, и будучи человеком Православным, спросил разрешение на съёмку, которое с легкостью было получено.

Паломники клали руки на старинную (первую) каменную плиту и молились шейху о помощи (это я снимать не стал). Удивительным было видеть, что на древний камень кладутся монеты. Я спросил : «Зачем?». Оказалось, что так монеты заряжаются благословением шейха и уже другой человек может взять её, просверлить дырку и повесить на шее, как талисман. Будет удача в делах…

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да и само кладбище производит впечатление: я никогда не видел такие могилы обложенные камнем. Причем здесь хоронятся только старейшие и почитаемые люди. Смотритедь рассказал, что раньше в селе было 7 !!! мечетей. А еще, что такая традиция хоронить людей сохранилась мало где, и чтут ее в основном только в Зимницах. Когда я выходил с кладбища подъехали еще машины с паломниками с Тамбовскими и Пензенскими номерами…

1

2

3

4

5

6

7

8

Ну а теперь Старая Кулатка. Здесь повсюду виднеются минареты мечетей. Я решил сфотографировать наверное самую главную, расположенную напротив школы. Было приятно видеть белого голубя, сидящего на окне мечети.

1

2

3

4

Да и сама Старая Кулатка приятно порадовала чистотой и тишиной. Очень комфортно было здесь находиться.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Но лично меня очень впечатлила главная площадь села, где, кроме контрольного памятника Ленина, стоит памятник солдатам, погибшим в годы Великой Отечественной. Мраморные стеллы погибшим в войнах, героям, труженикам тыла. Как приятно, что народ чтит память всех земляков.

1

2

3

4

5

7

8

9

10

11

А напротив главной площади строится музей советской техники под открытым небом. Старые пожарные машины, милицейский Газик, запор, копейка – всё это мило и просто !!! Браво!!! А поодаль, за углом стоит и памятник, наверное, первому трактору в Советское время.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Покинув гостеприимную Старую Кулатку, мы вновь вернулись в Радищевский район. Сначала мы приехали в парк» Черный тополь», находящийся в поселке Октябрьский.
До революции на этом месте находилась усадьба, принадлежащая помещице С.Н. Буторовой (правнучка Д.В. Давыдова). Именно она при барском доме заложила этот замечательный парк.

Для придания месту «нездешнюю красоту» Бутурова решила посадить редкие и дорогие деревья – чёрные тополя. Их особенностью является высокие тенистые кроны и полное отсутствие пуха, так сильно досаждающего горожанам. На основе усадьбы и еще двух небольших хуторков была образовано в 1930 году контора зерноколхоза «Сызранский», а в последствии и поселок Октябрьский. К сожалению усадьбу полностью разрушили, а часть парка выпилили.

Однако это место стоит посетить по следующим причинам. Во-первых, парк из чёрных тополей действительно создает очаровательное ощущение своей грациозностью и высотой деревьев. У местных жителей есть примета, что если сумеешь зацепиться за веточки двух соседних тополей, то тебя ждет большая удача. Кстати сделать это очень сложно, поскольку тополя растут на довольно большом расстоянии друг от друга.

Во-вторых, помимо самих тополей в парке имеются еще диковинные деревья: это три столетние и, как не парадоксально, плодоносящие вкусные плоды яблони, посаженные еще при барыне.

В-третьих, в парке имеется два источника, с живой и мертвой водой. Ну тут стоит почитать русские народные сказки.)))

В-четвертых, на территории парка находиться современный и очень хороший физкультурно-оздоровительный комплекс, где можно очень недорого поплавать в бассейне, попариться в сауне, посидеть в баре.

И в-пятых, очаровательные люди, по-доброму к вам относящиеся и лишенные дурацкого пафоса.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ну а теперь Верхняя Маза и школьный музей Дениса Давыдова.

Имя Дениса Давыдова известно во всей России. Это был легендарный человек. Его военная карьера началась в 1901 году, когда он поступил в гвардейский кавалергардский полк, находившийся в Петербурге. Однако прославился Денис в отечественную войну 1812 года. Именно он убедил Кутузова в эффективности тактике «партизанской войны» своими рейдами по французским тылам, нанося противнику серьёзный урон. Денис Давыдов стал настоящим героем Отечественной войны. О нем был сняты советские художественные фильмы « Гусарская баллада» и «Эскадрон гусар летучих». Давыдов дослужился до чина генерал-лейтенанта. Кроме этого Денис Васильевич был знаменитым поэтом своего времени, родоначальником «гусарской поэзии». Фактически с его легкой руки (стихотворение «Решительный вечер») появился воспетый в тысячах анекдотах образ поручика Ржевского. Последние годы жизни знаменитый гусар провел в имении своей супруги в селе Верхняя Маза, где он и скончался в 1939 году. Прах его был перевезен в Москву и погребен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Музей Дениса Васильевича Давыдова открылся в Верхнемазинской средней школе открыт в 1984году, к 200-летию героя Отечественной войны 1812года. В формировании экспозиции музея большую помощь оказали потомки великого русского поэта и воина. Десятки фотографий и книг музей получил от Ольги Николаевны Давыдовой, Льва Николаевича Давыдова, Софьи Денисовны Вельяшевой-Давыдовой, Лилии Александровны Давыдовой, Ольги Сергеевны и Анны Сергеевны Моисеенко-Великих. Из архивов, музеев, библиотек местные краеведы получили копии дореволюционных изданий о герое-поэте, сборники стихов и басен, “Дневник партизанской войны 1812 года”, фотокопии писем и рукописей Дениса Давыдова. Кроме этого имеется и другие экспонаты: военная форма рядового Ахтырского гусарского полка, привезенный из киностудии имени Горького, муляжи наград героя, большой портрет Дениса Давыдова работы художника Клевогина, подаренный школьному музею областным краеведческим музеем. Самым ценным экспонатом считается несколько страниц, написанных рукой самого героя-поэта. Но самое удивительное, что это по-настоящему детский музей. Именно сами дети решили его создать и организовали переписку с родственниками героя и с архивами.

Перед входом в школу стоит памятник герою и поэту, человеку которым будет гордиться ни одно поколение России.

На сей раз я не заходил в музей, но у меня есть фото с предыдущих посещений.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И еще одна дорога на границу с Саратовской областью – село Вязовка, расположенное на берегу Саратовского водохранилища. И чем меня сразу удивило село так это серпасто-молоткастым флагом, повешенным на каком то местном административном здании (Триколора я в селе не встретил). ВОТ ГДЕ СОХРАНИЛСЯ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ!!! )))

Здесь же рядом находятся развалины некогда величественного каменного храма – Церковь Пресвятой Богородицы 1813 года постройки. То, что храм был величавым чувстуется, когда заходишь во внутрь: массивные каменные стены и своды. Жаль, что совсем не сохранилось росписей внутри.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Над селом Вязовка, просматриваемый на многие километры, стоит наверное самый крупный курган в нашей области. Скорее всего (по мнению археологов), здесь был захоронен царь или царица сарматов.

К сожалению, курган давным-давно вскрыли кладокопатели (причем, наверное прошло несколько сотен лет): сбоку видна осыпавшаяся складка прокопанного туннеля, а центральная часть провалилась во внутрь. Впрочем этот курган наверное старейшее сооружение сохранившееся в области ( ему более 2000 лет)

«Клавдий Птолемей в своем трактате «Руководство по географии», писал о Европейской и Азиатской Сарматиях, границей между которыми полагал реку Танаис.

После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии. Установив своё господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья. Политические объединения сарматских племён заставили считаться с собой ближних и дальних соседей от Китая до Римской империи.

Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаём от Страбона названия их племён — языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы; Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты»; сосланный в город Томы в 8 году н. э. поэт Овидий с тоской и страхом описывает в своих «Скорбных элегиях» сарматов под городом — «враг, сильный конём и далеко летящей стрелою, разоряет … соседнюю землю»; Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о войнах аланов в I и II веках в Армении и Каппадокии — «суровые и вечно воинственные аланы».»

1

2

3

4

5

Изначально я хотел поискать цветы в степях между селами Вязовка и Паньшино, но сил оставалось совсем немного и я просто приехал в Паньшино по грунтовым дорогам.
Первое упоминание о селе Паньшино относится к августу 1636 года, когда о нем упоминает путешественник Олеарий Адамв книге «Описание путешествия в Московию», кстати название Паньшино он писал через букву «щ».

«Затем (после Сызрани, прим автора) мы миновали несколько малых островов, лежащих посреди реки, и поздним вечером прибыли к Казацкой горе, где и остановились. Казацкая гора со¬вершенно голая, на ней нет даже кустарников и тянется она на 50 верст. Название получила от донских казаков, которых прежде было здесь вели¬кое множество; они нападали на проходящие мимо суда и грабили их. Но после того, как против них были высланы из Самары стрельцы, которые перебили из них несколько сотен, они появляются там уже не так часто. 29 числа миновали мы в конце Казацкой горы речку Паньшину.»…

«Паньшино находится в 13 верстах от Кашпура. Возле села мы нашли пробивающиеся в берегу ключики. Вода в них была соленая и скопились небольшие болотца. Около ключей росла приморская трава – приморская глаука – и по всему берегу большими кустарниками рос весь в цвету ежевый солодковый корень, на котором водился особый вид дровосека с красными крыльями, на которых было заметно черное продолговатое пятно, грудь черная. Усы длиннее самого тела. В селе Паньшино мы переночевали. Очень много мошкары, от которой спасались сеткой, смоченной в дегте. Паньшинцы научили мазаться салом, однако лицо и руки опухли от укусов. Кроме мошкары очень много пчел. Интересна маленькая птичка ремезка длиной в 4 дюйма. Делает уютное гнездо. Она собирает пух с тальника и осокорника и так его увивает, что получается ма-ленькая плотная кубышка. Из пуха она свивает нити, которыми прикрепляет гнездо к сучкам разных деревьев. Гнездо получается мягким и плотным, как из сукна. Паньшинцы употребляют эти гнездышка иногда как лекарство от зубной боли и опухолей. Гнездо нагревают и прикладывают к больному месту.»

Соленую воду члены экспедиции варили, выпаривали и получили желтоватую соль. Ее очистили, и она стала пригодной к употреблению».

Известно, что основателями села были донские казаки, разбойничавшие на Волге. Впоследствии в селе появились и русские землепашцы. Село было разделено на две части: в верней жили казаки, а в нижней – пахари. Казачество занималось в основном рыбной ловлей, разведением садов и торговлей. Пахари сеяли зерно и занимались скотоводством. Обе группы населения существовали мирно.

Когда появился первый храм в селе неизвестно. Но в ХХ веке была уже каменная церковь. «Храм каменный, теплый, построен в 1887 г. прихожа нами, освящен в 1888 г. Престол в нем во имя Архистра тига Божьего Михаила. Церковной земли: 33 дес. пахотной и 6 дес. сенокосной. Причт состоит из священника, дьякона и псаломщика. Дома у Причт общественные на общественной земле. Прихожан: в с. Паньшине (н. р.; молитвен. дом; волостн. правл.) в 410 дв.* 1639 м. и 1691 ж.; сверх того раскольников безпоповцев, австрийского толка, перекрещенцев, иудействующих и спасова согласия, неприемлющих водного крещения, в 58 дв.* 232 м. и 247 ж. В селе две земские школы, открыты: одна в 1876 г., а другая в 1898 г. Ближайшия села: Кашпирский Благовещенский монастырь в 6 вер. и Вязовка в 8 в. Расстояние от Симбирска 159 в., от Сызрани 26 в. Почтов. адрес: – г. Сызрань.» (Н. Баженов, СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СОБОРОВ, МОНАСТЫРЕЙ, ПРИХОДСКИХ И ДОМОВЫХ ЦЕРКВЕЙ СИМБИРСКОЙ ЕПАРХИИ ПО ДАННЫМ 1900 ГОДА).

Паньшино было довольно крупным селом, имевшим статус волостного. Первая школа здесь появилась в 1876 году.

1

2

3

4

5

Здесь рядом, на границе с Самарской областью находится одна из лучших смотровых точек на Волгу – гора Форфос.
Слева от села Паньшино примыкают высокие холмы. Называемые местным населением Белые горы, а по старинным картам Казачьи горы. Среди этих холмов особенно хорошо видно одна из вершин, выдвинутая ближе к берегу. Это гора имеет несколько названий. По картам это гора Форфос, иногда писалась Форос, а местные называют ее Буланова гора.

Основное название гора по всей видимости получила в старинные времена, когда горы назывались Казачьими. Скорее всего название было Форпост, а потом исказилось до Форфоса и до Фороса. Вероятность такой интерпретации велика, учитывая главенствующее положение горы над берегом Волги. Сохранилось немало легенд и историй, про промышлявших грабежом судов в этих местах казаков, которые и образовали сало Паньшино. Кстати само сало было сильно вытянуто вдоль берега, и гора находилась над частью села. Так что «сам бог велел» сделать на горе передовую смотровую точку (форпост), с которого можно и суда приметить и врага опознать на большом расстоянии.

Второе, более современное название – Буланова гора. Вероятнее всего это название произошло от слова «Буланый – о масти лошадей, светло-желтой, обычно в сочетании с черным хвостом и гривой». Подтверждением этой версии может быть то, что население Паньшино во многом было казачьим, с большим количеством лошадей, а кроме того гора действительно обычно имеет светло-коричневый цвет от выжженных солнцем степных трав. Местные жители, когда удивляются говорят: «Ну вот, полезли на Буланову гору!!!»

Для того, чтобы понять красоту Паньшенских островов и огромные просторы Волги, просто необходимо подняться на эту гору. Вам откроется первобытный степной пейзаж, безграничная ширь реки, огромный , десятком более мелких, зеленый Паньшинский остров и виднеющиеся вдали города и села Самарской губернии. Особенно красиво здесь на рассвете, когда лучи солнца заливают красным маревом безмолвные просторы, растворяя огоньки населенных пунктов. А поднимающийся с каждым лучом ветер сперва нежно, но час от часа все увереннее и резче, вгрызается тебе в лицо, заплетается в волосах, вкручивается в одежду. Так и хочется затянуть какую-нибудь казачью песню….

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

День клонился к вечеру, и мы решили, что «наелись» степными пейзажами и рванули в Кузоватовский район на полюбившееся мне Чекалинское озеро ( 120 км – «бешанной собаке не крюк). И прибыли мы сюда прямо в последние лучи заката.

1

2

4

5

6

7

8

9

10

11

Утро в лесу было прохладным и чистым. Пели птицы. По сплавине прогулялся на утреннее озеро, порадовался его прозрачностью. А в округе бескрайние поля, готовой зацвести черники.)))

2

4

6

7

8

9

10

Поискали сморчки, но их было так мало, что и говорить не о чем. Но зато пофоткали лесные цветы. Особенно было приятно видеть огромные цветы Сон-Травы ( тоже краснокнижное растение).))) Ну вот на этом и всё… На большее в этот раз сил уже не было.)))

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10