20 мая в музее им. Гончарова состоялся региональный финал гуманитарной олимпиады «Умники и умницы». 25 школьников боролись за право попасть в финальный этап престижной викторины, где главным призом является поступление в МГИМО. Ульяновский финал во второй раз посетил основатель и ведущий передачи «Умники и умницы» Юрий Вяземский.

P1020470

Вяземский занял почетной место в ареопаге. Приветствуя собравшихся, он рассказал, что одна участница из Ульяновска уже добралась до финала программы в этом сезоне, и попросил молодых людей в критические моменты «говорить, что вы из Ульяновской области». Рядом с ним места в жюри турнира заняли региональные топ-персоны: губернатор, глава областного парламента, министр образования и науки, ректор УлГПУ, доцент кафедры литературы УлГПУ Михаил Матлин и заместитель главы ЗСО Игорь Тихонов.

P1020454

Игра проводилась по всем правилам большой телевизионной версии.

Темой финала стал роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Игра проводилась по всем правилам большой телевизионной версии. Было лишь одно отличие – вместо трех разноцветных дорожек были три желтые. По правилам на ней можно ошибиться лишь один раз. В противном случае агонист, то есть участник соревнований, присоединялся к теоретикам. Но это было редкостью за все три игры финала. На большинство вопросов агонисты отвечали самостоятельно, хотя и теоретики получили немало орденов и медалей. Без ответа остались лишь два вопроса. Вот, например, один из них:

«Критик Писарев писал, что герои подобные Печорину довели русское … до виртуозности. Какое слово пропущено?»

Пропущенное слово образовалось от имени известного героя европейской литературы. Когда Вяземский понял, что у участников проблемы, он стал говорить по-испански (он полиглот – владеет пятью языками), намекая, что речь идет о Дон Жуане и донжуанстве.

Давать подсказки, эмоционально переживать за игроков, успокаивать их в перерывах, вставлять забавные реплики – это в духе Вяземского. Порой он напоминал не кандидата наук и преподавателя МГИМО, а школьника-хулигана.

Сейчас региональные этапы, подобные ульяновскому, проходят в более, чем 20 областях и республиках. В каждом соревнуются десятки подростков. В Ульяновской области , начиная с отборочного этапа, в них приняло участие 130 старшеклассников. Вяземский приезжал как почетный гость, а стал хозяином мероприятия – где бы ни играли в «Умников и умниц», они остаются его детищем.

P1020457

Поначалу игроки нервничали, как будто стеснялись жюри. Но после первого этапа губернатор подарил Юрию Вяземскому модель самолета и покинул мероприятие вместе с председателем ЗСО. Лишь после этого турнир стал живее, а доброжелательная энергетика Вяземского создала особое настроение на игре.

«Наше время – время резких перемен, а герои те люди, которые их отражают»

Из финалистов конкурса получился бы идеальный класс. 25 уже девушек и юношей, все в классической форме. Волю эмоциям дают лишь в перерыве. Отвечая на вопросы, они кажется собранными и спокойными – все-таки на кону поступление в дипломатический вуз, но в перерыве у многих выступают румянец от волнения. Кто-то общается с родителями, кто-то повторяет материалы, немного шутят между собой. Но в следующем раунде они вновь будут сконцентрированы и серьезны, чтобы ответить на сложные вопросы. Например, кто же герой нашего времени? На конкурсе красноречия одна из школьниц сказала, что «наше время – время резких перемен, а герои те люди, которые их отражают». Для кого-то из ребят «герой нашего времени» это тот, кто умеет ставить и добиваться целей, а для некоторых те, кто рискуют жизнью ради блага других.

P1020462

А вот десятиклассник Витя Титов думает, что герои времени должны отражать его дух. Оказалось, что один из будущих победителей изначально не собирался участвовать в олимпиаде:

– Мне учительница наша сказала – иди и участвуй. Прошел первые этапы, втянулся. К финалу готовился месяц. Сначала роман прочитал, потом много пояснений и критики.
– Тебе кто-нибудь помогал в подготовке?
– Нет. Все сам. Кстати, когда два года назад читал «Героя нашего времени», мне он не понравился.
– А сейчас мнение изменилось потому, что роман пришлось досконально изучить?
– Нет. Наверное, я просто изменился за это время.

Вместо изначально запланированных трех путевок в финал в Москву создатель программы предоставил пять. По итогам регионального этапа бороться за поступление в МГИМО будут: Виктор Титов (гимназия №33), Екатерина Крымкина (Новомалыклинская средняя школа), Миродовская Анастасия (лицей №20), Антон Трифонов (гимназия №33) и Дарья Фролова (Сосновская средняя школа). Перед награждением бессменный ведущий «Умников и умниц» признался, что сам бы ответил всего на три вопроса, и отметил уровень организации мероприятия.

P1020460

Оказывается, что не все ульяновские финалисты смотрят «Умников и умниц», да и познавательные программы вообще.

– А когда смотреть? – говорят старшеклассницы, – В субботу утром мы учимся, а вечером смотреть то же «Что? Где? Когда?» тоже некогда – к ЕГЭ готовимся.

К многострадальному единому экзамену у заведующего кафедрой международной литературы и культуры МГИМО свое отношение.

P1020463

– Я раньше ругал реформы, но потом понял, что нужно видеть в них позитивное зерно. Россия – громадная страна, и мы не можем делать чуть-чуть. Если ЕГЭ, то все на ЕГЭ! И это на знаниях сказывается. Классический пример – дети знают прекрасно даты Невской битвы и Ледового побоища, но не могут нарисовать словесный портрет Александра Невского.

Сделано уже многое, и дело осталось за малым – надо соединить ЕГЭ и нашу широкую духовную ментальность.

К концепции единого учебника истории Вяземский тоже относится положительно. На конкретном примере он объяснил, почему в школе нужна одна официальная версия истории:

– Я знаю, что в одном большом селе есть две школы. В одной три года назад учили, что Сталин – это фашист, а в другой – что он величайший деятель. Ну, так же нельзя. Все боятся, что историю переписывают, искажают. Её всегда искажали, кто-то больше, кто-то меньше. Если дети хотят изучать историю и знать, как это было на самом деле, то они должны сами узнавать это из трудов историков и документов.

По словам основателя программы «Умники и умницы», дети, которые участвуют в ней, не изменились, а люди, которые тянуться к знаниям, не меняются со времен Древнего Египта.

В свое время Юрий Вяземский много изучал вопрос гениальности и природы творчества и поделился мнением о том, есть ли среди известных ульяновцев или современников гении.

– Среди современников гении, наверняка, есть. Но я их так не могу называть, ведь чтобы оценить гения, а слово-то очень важно, нужно чтобы с его смерти прошло хотя бы 30-40 лет. С другой стороны, это сейчас очень модное слово и не хочется этим разбрасываться. Пушкин гений, вот Гончаров, наверное, гений.

– А Ленин?

– С Лениным тяжелее. Лично для меня, гений – это то, что идет от Бога. Ленин, конечно, величайшая фигура. Могут всех забыть, а его будут помнить. Но лично для меня Ленин это демон. По мне, то, что называют великой Октябрьской революцией, является великой Октябрьской феодальной контрреволюцией, потому, что она вернула Россию назад.

P1020476

Почетный гость также рассказал, что мечтает о том, чтобы участники региональных этапов его олимпиады могли свободно или по льготам поступать в свои местные университеты. Для этого нужно внести поправки в местное законодательство, а также внести предложение на федеральный уровень. Представители ЗСО тут же пообещали заняться этим вопросом.

Артем Горбунов