«СК» во вторничном номере уже дал свой комментарий игре сборной России на чемпионате мира по хоккею в Праге, закончившемся в минувшее воскресенье разгромом от канадцев.
Комментарий, если коротко, можно свести к ремарке: выпендрежем наши пытались прикрыть очень средненький уровень игры. Но я сейчас – о другом.
Матч с канадцами я не смотрел. С некоторых пор, когда в нашем хоккее, да и вообще в спорте, начали нарастать шапкозакидательские понты, их играми я перестал интересоваться. Узнав же, что на церемонии награждения наша сборная не пожелала слушать гимн Канады и, покинув лед, скрылась в раздевалке, я не удивился, хотя удивиться было чему. В истории мировых первенств, как оказалось, еще не было случаев такого поведения команд, такого откровенного хамства, и они не предусмотрены регламентом Международной федерации хоккея. То есть мировое хоккейное сообщество не могло даже предположить, что кому-то придет в голову привнести в спорт нравы подворотной шпаны.
В молодости, еще при советской власти, я был не чужд спортивному болению и во время приездов в Москву посещал в том числе и хоккейные матчи. На одном из них видел в правительственной ложе генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, страстного болельщика, и министра обороны СССР Дмитрия Устинова, шефа команды ЦСКА – лидера советского хоккея. Бывал и на международных матчах. В частности, на играх проходившего в Москве чемпионата мира 1986 года. Скажу, что была в этом какая-то магия. Не столько даже самой игры, а дворцов спорта, их атмосферы. Это был праздник. На одном из матчей я сидел над скамейкой американской сборной и мог при желании дотянуться до игроков рукой. Надо мной не стояли ни милиционеры, ни какие-нибудь секьюрити, в зале не было ни враждебности, ни злобы. Тогда я готов был поверить словам покойного энтузиаста олимпийского движения француза Пьера де Кубертена, начертавшего девиз «О, спорт, ты мир!».
И в международных состязаниях этот дух жив. Телеканал «Евроньюс» из всех спортивных дисциплин больше других любит, кажется, теннис, каждый день рассказывая о турнирах, идущих по всему миру. По окончании матчей игроки обязательно жмут друг другу руки и приобнимают друг друга. Кто бы с кем бы ни играл и кто бы ни оказывался побежденным. И это не столько следование писаным правилам, сколько признак спортивной этики и общечеловеческой культуры.
Вот их почему-то и утратили российские спортсмены. То Евгений Плющенко, жлоб от фигурного катания, проиграв турнир, лезет на церемонии награждения на чемпионский пьедестал почета. То хоккейные жлобы бегут с поля прошедших боев. Понятно, что наших хоккеистов вздернули чинуши и телеидиоты, провожавшие сборную на матч с Канадой, как на битву за Берлин. Понятно, что в конечном счете бегство в раздевалку было не следствием досады от поражения, а взрывом накопленной неврастении, но это все равно не оправдание. Они опытнейшие игроки, много раз участвовавшие в турнирах разного уровня, на зубок знающие процедуру всех турнирных этапов, включая награждение. Они в конце концов – люди, или уже и не люди, и не игроки, а рядовые движения гопников?
И, заметьте, насколько достойней вели себя канадцы. На просьбу журналистов сказать что-либо по поводу демарша российской сборной тренер сборной Канады ответил предельно кратко: «Мне кажется, я не должен это комментировать». Стыдно, что наши дошли до такого шовинизма, что они представляют всю нашу страну, а значит, и меня. Чем ответит федерация хоккея, пока не известно. Если отказом Москве в праве принять чемпионат мира 2018 года, это будет адекватная мера в ситуации, когда спорт в стране перестает быть спортом, превращаясь в какую-то дурно пахнущую гниль.
Андрей Семенов