С 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
В связи с этим заявитель имеет право подать заявление о предоставлении муниципальной услуги, в том числе о предоставлении земельных участков в собственность или в аренду с приложением копий документов в администрацию муниципального образования, ОГКУ «Региональный земельно-имущественный информационный центр» (в тех районах, где заключено соглашение о взаимодействии с администрацией муниципальных образований), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
С 1 марта 2015 года заявитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении следующих муниципальных услуг:
1. Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или в ведении муниципального образования, на котором расположены здание, сооружение;
2. Образование земельного участка из земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или в ведении муниципального образования;
3. Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или в ведении муниципального образования;
4. Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
5. Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или в ведении муниципального образования, в безвозмездное пользование;
6. Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или в ведении муниципального образования, в постоянное (бессрочное) пользование;
7. Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или в ведении муниципального образования, в собственность и в аренду на торгах;
8. Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или в ведении муниципального образования, в собственность и в аренду без проведения торгов;
9. Обмен земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или в ведении муниципального образования, на земельный участок, находящийся в частной собственности;
10. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или в ведении муниципального образования;
11. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или в ведении муниципального образования, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности;
12. Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или в ведении муниципального образования, без предоставлении земельных участков и установления сервитута;
13. Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или в ведении муниципального образования гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ, для садоводства, дачного хозяйства, крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности;
14. Продажа муниципального имущества;
15. Выдача юридическим и физическим лицам выписок из реестра муниципальной собственности.
Для предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или в ведении муниципального образования, границы которых учтены в государственном кадастре недвижимости, в собственность либо аренду для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства заявитель должен обратиться в письменной форме или форме электронного документа (при наличии электронной подписи) с заявлением, содержащим следующую информацию:
– фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
– наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
– кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
– вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок;
– реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
– цель использования земельного участка;
– срок аренды с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законодательством;
– реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
– реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
– почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению должны быть приложены:
– документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития РФ от 12.01.2015 г № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов»;
– документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
– заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Изменилась процедура продления действующих договоров аренды земельных участков
С 1 марта 2015 года оказание муниципальных услуг, связанных с распоряжением земельными участками, в том числе их предоставление в аренду, в собственность, осуществляют администрации муниципальных образований поселений, на территории которых расположен земельный участок.
Изменилась процедура предоставления земельных участков в аренду и в собственность. Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает исчерпывающий перечень случаев предоставления земельных участков без торгов (ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации – в собственность; ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации – в аренду). Предоставление земельных участков в иных случаях осуществляется исключительно на торгах.
Лицам, являющимся арендаторами, следует также учесть, что с 1 марта 2015 г. изменилась процедура продления действующих договоров аренды.
Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды ранее арендуемого земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
При этом для заключения нового договора аренды ранее арендуемого земельного участка необходимо наличие в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные законом основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В связи с изложенным, информируем лиц, имеющих действующий договор аренды земельного участка и намеренных продолжить договорные отношения, о необходимости обратиться в администрацию муниципального образования поселения, на территории которого расположен земельный участок, до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без торгов.
Кроме того, напоминаем о необходимости своевременно вносить арендные платежи по действующим договорам аренды. В случае нарушения порядка оплаты арендодатель будет вынужден обратиться в судебные органы с требованиями о взыскании с арендаторов задолженности по договорам аренды, пеней, образовавшихся в результате несвоевременного внесения арендной платы, в принудительном порядке, а также с требованием о досрочном расторжении договора аренды.
При обращении в уполномоченные органы с заявлением о приобретении прав на земельный участок без проведения торгов необходимо руководствоваться Приказом Минэкономразвития РФ от 12.01.2015 г № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», которым утвержден перечень документов.
Образцы заявлений, перечни представляемых заявителями документов размещены на официальном сайте ОГКУ «Региональный земельно-имущественный информационный центр» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (после утверждения административных регламентов дополнительно на сайтах администраций поселений).
На сайте ОГКУ «Региональный земельно-имущественный информационный центр» также представлены нормативно-правовые акты, выступающие основанием для оказания муниципальных услуг, административные регламенты оказания муниципальных услуг с приложением образцов документов, указанием исчерпывающего перечня оснований отказа в предоставлении муниципальных услуг, исчерпывающего перечня оснований для возвращения документов заявителям и др.