Что ожидать от грядущих выборов? Сможет ли перенос даты празднования Дня города отразиться на результатах голосования? Будем ли мы в этом году переназначать губернатора? На эти темы мы беседуем с одним из ведущих российских политологов, автором книги “Выборы губернаторов в путинской России: люди и технологии”, руководителем компании “PR-3000″ Станиславом Радкевичем.

– Станислав Борисович, в этом году, как и в прошлом, в нескольких губернаторы нескольких регионов ушли в отставку, были назначены временно исполняющими обязанности вплоть до досрочных выборов, которые состоятся в сентябре. Соответственно, на эти выборы они выставляют свои кандидатуры. Вопрос, которым сегодня задаются политические круги нашей области – проделает ли этот путь губернатор Сергей Морозов. Ответа на него пока нет. Скажите, каким образом подобное развитие событий влияет на политическую жизнь региона?

Если губернатор справляется со своими обязанностями, не формально, а реально, если его руководство приносит больше пользы, чем вреда, то подобная процедура будет во благо.

– Эта цепочка – «Уход в отставку – ВРИО – выборы» – это хорошо отработанная технология сохранения губернаторов на занимаемых ими постах. Сегодня об этом уже можно говорить с определенностью. Назначение уходящего в отставку губернатора временно исполняющим обязанности означает, что его кандидатура одобрена Кремлем. Поэтому правильно ставить вопрос следующим образом: «Как влияет на политическую жизнь региона фактическое переназначение главы региона?». Здесь логично рассуждать так: если губернатор справляется со своими обязанностями, не формально, а реально, если его руководство приносит больше пользы, чем вреда, то подобная процедура будет во благо. Если же он работает неэффективно, если есть признаки коррупции в его работе и в деятельности его команды, тогда его переназначение будет региону во вред.

– При использовании этой технологии есть ли у оппозиционных кандидатов хоть какие-то шансы?

Оппозиция очень слаба.

– В России сейчас существует полуторапартийная система: есть одна полноценная партия (точнее, с точки зрения общей теории политических партий – партия-движение) – это «Единая Россия». Все остальные партии – это «полушка». Ни одна из них, ни самостоятельно, ни в коалиции, не могут противостоять «Единой России». Оппозиция очень слаба. Поэтому противостоять выдвиженцам от партии власти оппозиционеры смогут лишь в отдельных случаях. Причем в этих случаях речь будет идти о том, что данные оппозиционеры тоже будут являться назначенцами Кремля. Просто по какой-то причине в Кремле решили, что отдельно взятым регионом должен руководить представитель другой партии, не «Единой России». Наверное, для того, чтобы немного «размочить» счет.

– То есть интриги у губернаторских выборов, которые проходят по такой технологии, нет?

– Интрига возможна. Она возможна в тех ситуациях, когда в регионе существует латентное внутриэлитное сопротивление действующему губернатору. Либо же когда на поле появляется свежий человек, да еще и тесно связанный с регионом, «свой». Подобную ситуацию я наблюдал в прошлом году на выборах главы Якутии: там многоопытному и сильному Егору Борисову противостоял относительно малоизвестный и молодой Эрнст Березкин. И он получил ни много, ни мало, а 30 процентов! Конечно, Борисов его обыграл, взяв, в свою очередь, почти в два раза больше. Но конкуренция была, причем реальная. Соответственно, и явка была более 50 процентов. То есть, Борисов победил абсолютно легитимно, как того и требовал Кремль. Чем не могут похвастаться многие другие руководители регионов, включая, скажем, мэра Москвы Собянина.

– Что касается выборов в органы представительской власти, которые также пройдут в сентябре (в Ульяновске это выборы в городскую думу): как оппозиции там взять хотя-бы что то?

Возможен локальный прорыв оппозиционных партий.

– Подобных выборных кампаний по всей России – огромное множество, их число измеряется тысячами. Проконтролировать такой объем не в состоянии ни Кремль, ни региональные власти. В подобных условиях возможен локальный прорыв оппозиционных партий. Причем не обязательно думских, возможны победы представителей партий-спойлеров и самовыдвиженцев. Важнейшим условием этих прорывов является политическая воля претендентов и партий. Если она есть, а также имеется хотя бы минимальный денежный и\или социальный капитал, то победа возможна. Необходимо также умело использовать слабые стороны партии власти, которые всегда есть – например, выставляться в тех округах, где идут относительно слабые единороссы.


– В Ульяновске принято решение перенести празднование Дня города, который традиционно отмечался 12 июня, на 13 сентября – на день голосования. Для чего это делается?

Скорее всего, цель этого маневра в Ульяновской области – повышение явки на выборы сторонников партии власти.

– Технология слияния информационных поводов используется достаточно часто и широко. Это делается для того, чтобы более значимое для людей событие (День города) «потянуло» за собой менее значимое (выборы), поделилось с ним популярностью и легитимностью. Скорее всего, цель этого маневра в Ульяновской области – повышение явки на выборы сторонников партии власти. С помощью многочисленных мероприятий, приуроченных ко Дню города, «Единой России» будет гораздо проще мобилизовать своих сторонников. Кстати, и экономия очевидна, ведь праздничные мероприятия будут оплачиваться из городского и областного бюджетов, а не из бюджета кампании.

Евгений Марков