В соответствии с последним слухом власти нашей области планируют привлечь к сотрудничеству международную компанию McKinsey (МакКензи), специализирующуюся в сфере управленческого консалтинга. Ульяновцам, по-моему, впору кричать «караул».
Ориентировочно в 2000 году Ульяновский автозавод перешел под контроль череповецкой «Северстали». Внедрение новых порядков, однако, началось не сразу, и Павел Павлович Лежанкин еще некоторое время пребывал в должности генерального директора. В 2001-м на предприятие прибыли молодые кадры от нового собственника, занявшие должности заместителей Лежанкина, и были это выпускники бизнес-школы “МакКензи”. Уж не знаю, чему они в этой школе обучались и какой управленческий консалтинг осваивали, но методы их работы на УАЗе, с которыми столкнулась и наша редакция, нас ошарашили.
Дело было так. По одному из хозяйственных вопросов мы обратились за помощью к Павлу Лежанкину, с которым у редакции были дружественные отношения. Вопрос по масштабам завода был пустяковым, и Лежанкин поставил на нашей письменной просьбе резолюцию: -Решить!-. Время шло, но вопрос не решался.
Мы осторожно поинтересовались судьбой своего письма, которое нам, опять же по дружбе, показали. На нем в стороне от размашистого лежанкинского -Решить!-, в уголке, мелким почерком, было написано: -Отказать-, и скромные закорючечки подписи одного из маккензинских птенцов.
Нашему негодованию не было предела, но не из-за этого «Отказать» – и бес бы с ним! Нам было обидно, что эти щеглы держали за лоха Лежанкина, уважаемого человека, удержавшего завод в труднейшие 90-е годы и сохранившего его работоспособность – в условиях, когда в стране, в том числе у граждан, не было ни денег и вообще ничего. Да и что за приемчики?! Это ведь был наглейший обман партнеров УАЗа, которые говорили с Лежанкиным как с директором, верили его подписи, притом что он, оказывается, ничего уже не решал!
За минувшие 15 лет последователи «МакКензи» так и не смогли ничего заводу предложить. Ни стратегии развития, ни перспективных автомоделей. Коллектив постоянно сокращается, территория предприятия ужимается, и от завода остались, можно сказать, уже одни только рожки да ножки. Недавно было принято решение прекратить выпуск модели «Хантер», на мой взгляд, одной из наиболее интересных в производственной линейке. Во всяком случае куда интересней, чем остановившийся между Европой и Китаем «Патриот». И теперь мечта у этого маккензинского бизнеса, похоже, одна: как бы исхитриться и впарить кому-нибудь в Ульяновске ульяновскую же землю, которую 75 лет занимал некогда славный автомобильный завод.
Но УАЗ не единственное место, где нашего города коснулась крылом компания «МакКензи». Другим таким местом стали городские ТЭЦ, сгребенные олигархатом в ОАО «Волжская ТГК». Его ульяновским филиалом руководит с некоторых пор Валентин Анатольевич Трубчанин, похвалившийся однажды выпавшим ему счастьем сотрудничать в былые годы с прославленной компанией той самой «МакКензи». По полету Трубчанина это и заметно. Не будем о нем подробно, поскольку плоды его деятельности практически каждый ульяновец видит в своих квитанциях при плате за ЖКУ. Меньше известна внутренняя кухня трубчанинского хозяйства, а там, видимо, немало интересного. Как рассказал нам на условиях анонимности источник, знакомый с ситуацией, из городских ТЭЦ выжимаются сейчас последние соки.
По модернизации оборудования, его замене мало что делается. Управленцы, эксплуатируя ТЭЦ на износ, зашибают гигантскую прибыль и выводят ее за рубеж под видом дивидендов для иностранных акционеров, о чем открыто и говорят в своих финансовых отчетах. Ничему другому «МакКензи», вероятно, не учит, и ульяновцам впору копить деньги – на выкуп земли, на которой стоят сейчас наши ТЭЦ.
Какая-то зарубежная бизнесшкола фигурирует и в биографии еще одной залетной птицы – генерального директора ОАО «Ульяновскэнерго» («УЭ») Максима Владимировича Гейко. Трубчанина, как и поглотителей автозавода, занесло к нам из Череповца, Гейко – из Ярославля, где он прошел весьма зигзагообразную карьеру, нырнув сначала из пацанов сразу в вице-губернаторы, а потом – из вице-губернаторов в кресло директора заштатного мотоциклетного завода, который грозился превратить в конкурента «Харлея». Но из директоров быстро ретировался и пригодился, наконец, хозяевам «УЭ». Всех этих деятелей объединяет, на мой взгляд, полнейшее равнодушие к людям и вздорный снобизм. Может быть, их как раз и прививают в «МакКензи», но зачем это нашим-то властям? Чему они хотят научиться у бизнес-консультантов? Если оптимизации управленческих кадров, как анонсировалось, то не надо «МакКензи» они дорого берут. Мы сами все подскажем. Безвозмездно. Первое, что надо сделать, это освободить от чиновников все здания (примерно половину города), которые они сейчас занимают, и передать их в пользование людям, а самим ужаться до одного адреса – бывшего обкома, как это и было при советах. Качество же управления при них было выше нынешнего. А как они этого добивались, можно спросить у стариков, у тех, что пока еще живы.
Василий Мельник