Оторвать от репетиций маэстро – художественного руководителя и главного дирижера Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский», заслуженного деятеля искусств России Олега Зверева – дело непростое. Особенно если она последняя перед завершающим концертом сезона. Тем не менее дирижер нашел время для беседы с корреспондентом нашей газеты.
– Олег Евгеньевич, что, на Ваш взгляд, можно назвать удачей сезона и в целом Вашего трехлетнего руководства оркестром?
– Самое главное – мы постоянно развиваемся. Я ставлю перед музыкантами высокую планку, к которой надо стремиться. Приятно, что у оркестра есть своя публика, и в течение концертного сезона были аншлаги. А это главный показатель уровня коллектива и профессиональной слаженной работы филармонии в целом. Сыграны разноплановые концерты. Но самым важным для нас стал, конечно, Международный музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…». Была исполнена знаменитая опера Жоржа Бизе «Кармен», встреченная публикой с большим интересом и восторгом . Событием для города стало выступление на фестивале всемирно известного пианиста и дирижера Михаила Плетнева вместе с Российским национальным оркестром, когда звучали произведения великих русских композиторов Скрябина и Рахманинова в необычной интерпретации выдающегося музыканта. Важным событием стало участие оркестра в мероприятиях к 70-летию Победы.
– А что не получилось?
– Не покидает чувство неудовлетворенности собой. Трудно бывает добиться того звучания от оркестра, что у тебя внутри. Но к совершенству надо стремиться, хотя это недостижимо. Совершенен только Бог!
– Что привело Вас в Ульяновск, чем привлек наш оркестр?
– Я жил в Германии, и вдруг звонок из России. Отыграл здесь концерт, и после переговоров поступило предложение возглавить коллектив. Ульяновский оркестр имеет богатую историю, которая вряд ли есть у какого-либо другого в провинциальной России. Здесь выступали мастера с мировыми именами – Юрий Темирканов, Владимир Федосеев, Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов, Валерий Гергиев… Оставили свой след первый руководитель оркестра Эдуард Серов, Николай Алексеев, работавший с ульяновскими музыкантами более 16 лет. Именно они заложили творческий фундамент коллектива. У оркестра большие перспективы, замечательная атмосфера, желание расти, достигать новых вершин, как бы это ни было сложно.
– Если сравнивать с другими провинциальными симфоническими оркестрами, каков уровень ульяновского коллектива?
– Мы стремимся быть лучшими. И это при том, что в Ульяновске нет консерватории, профессиональной базы. После УлГУ к нам пришли хорошие специалисты. Но сейчас, насколько я знаю, музыкальное отделение закрыли. Жаль. Ведь именно свои кадры формируют и развивают культуру в регионе.
– В советское время приезжали выпускники Московской, Ленинградской консерваторий. А сейчас?
– Губернатор повысил нашим музыкантом зарплату. К нам начали тянуться талантливые исполнители: молодой валторнист из Ташкента Аброр Эгамов, Сергей Хамтеев (кларнет) из Саратова, опытный музыкант Руслан Хохолков (габой) – и какой! – из оркестра Юрия Темирканова. Стараемся приглашать лучших.
– Вы – воспитанник ленинградской дирижерской школы. В чем ее отличие от других мировых школ?
– Такой великой школы, какая была в Ленинграде во времена Советского Союза, нет и, наверное, уже не будет. А выдающиеся дирижеры того периода – один Евгений Мравинский чего стоит! И многие нынешние талантливые дирижеры – выпускники Ленинградской консерватории. Недавно в Ульяновск приезжал Валерий Гергиев, с которым мы вместе учились. Попасть в мое время на кафедру оперносим-фонического дирижирования было чудом: брали только по три человека в год.
– Олег Евгеньевич, а как Вы стали музыкантом? Откуда столь жаркая любовь к музыке? И почему Вы выбрали дирижирование?
– Я москвич, в детстве музыке не учился. Стал заниматься ею только в 16 лет. Родители настаивали на поступлении в МГУ, на юридический факультет. Однажды увидел в магазинной витрине кларнет, и с тех пор жизнь резко изменилась. Мама купила инструмент, и я со всем жаром увлекся музыкальными занятиями. Родителям это не нравилось. В знак протеста уехал в Новороссийск, играл в военном оркестре. Затем поступил в музыкальное училище при Ленинградской консерватории, закончил его за три года вместо четырех. Потом – консерватория, оркестровый факультет. Еще в училище начал дирижировать. Процесс увлек. Играл в нескольких оркестрах Ленинграда – у Мравинского, Темирканова, в оперной студии. Наблюдал, как работают величайшие дирижеры, что огромным образом на меня повлияло.
– А родители в конце концов смирились с Вашим выбором?
– К счастью! После оркестрового факультета сразу поступил на оперно-симфонический. Готовился тщательно, и за два года сдал экстерном все экзамены.
– Вы были вундеркиндом?
– Просто много работал. Сразу после консерватории стал главным дирижером Алтайского симфонического оркестра, а затем 19 лет возглавлял симфонический оркестр Иркутской филармонии.
– С Иркутском связана была Ваша встреча с будущим музыкальным виртуозом, ныне самым востребованным в мире пианистом Денисом Мацуевым. Как это произошло?
– Мы познакомились, когда ему было около 15 лет. Привели мальчика, который играл Моцарта – кажется, 17-й Концерт для фортепиано с оркестром. Я был потрясен, что у ребенка такой масштаб. Потом он уехал в Москву… Но связи не оборвались. В 2012 году по приглашению Ульяновской филармонии Денис приехал в Ульяновск на празднование 200-летия И.А. Гончарова, когда под открытым небом был исполнен концерт Рахманинова. Затем мы встретились на фестивале «Мир, Эпоха, Имена…». И вот уже 1 июня Денис Мацуев вновь будет играть для ульяновской публики на новом рояле.
– А как Вы оказались в Германии? И какой опыт там приобрели?
– Человек искусства многогранен, моя супруга там живет. В Германии я много дирижирую. Здесь есть свои особенности – порядок и пунктуальность во всем.
– Вы хотели вывезти Ульяновский симфонический оркестр в Германию на гастроли, но в связи с событиями на Украине возникли вдруг проблемы с политической окраской. Как сейчас обстоят дела?
– Мы работаем над этой проблемой. Но, кроме того, у нас был совсем недавно большой проект с Киевской национальной оперой. Сейчас в нашем оркестре работает артистка из Луганской филармонии. Ведем переговоры о предстоящих гастролях в Испанию и Китай.
– Как дирижер Вы диктатор?
– Да, я очень жесткий человек! Но держу свои эмоции в рамках. И музыканты это знают. Нужно всегда выкладываться на сто процентов. Если мы этого не будем делать, то грош нам цена.
– Как Вы относитесь к современным композиторам? Есть ли среди них претенденты на будущих классиков?
– Я сотрудничаю с Александром Сойниковым, которого считаю выдающимся композитором. В Ульяновске весной следующего года пройдет его авторский концерт.
– А кто кумиры?
– Великой музыки много, но особенно близки Чайковский, Шостакович, Бетховен. К сожалению, не хватает времени, да и жизни, чтобы все исполнить.
– А что любите, кроме классической музыки?
– Мне интересен джаз. Люблю живопись Ван Гога, Рембрандта, нравится Дали. Восхищает архитектура Петербурга, города, не похожего ни на какой другой. Для меня он лучше Парижа и Венеции.
– Вернемся к оркестру в Ульяновске: что впереди?
– Интересные программы. Творческое сотрудничество. Новые открытия. Недавно в самолете познакомился с выдающейся виолончелисткой, победительницей конкурса Чайковского Натальей Гутман, легендой в музыкальном мире. Она выразила желание сыграть с нашим оркестром. Впрочем, всего раскрывать не буду. Одно могу сказать: слушателям скучать не придется!
Записала Ирина Морозова