Реставрация старинных икон – сложный и кропотливый процесс. Она требует от реставратора не только опыта и глубоких познаний в иконописи, но и высокого уровня мастерства. Чтобы отреставрировать икону, мастер должен знать, к какому времени и какой школе иконописи она относится. Реставрация старинных икон в нашей мастерской производится художником Виктором Углачом, имеющим большой опыт работы. Вполне допустимо поинтересоваться опытом работы реставратора, посмотреть фотографии реставрационных работ (реставраторы всегда делают фотофиксацию работ). По окончании реставрации Вы получите краткий письменный отчет о проделанной работе, это поможет следующим поколениям реставраторов, которые будут работать с иконой.

Икона состоит из деревянной доски-основы, покрыта слоем левкаса (толщина варьируется от 0,5 до 5 мм), внутри левкаса или ближе к дереву может лежать слой паволоки – грубой льняной ткани (часто паволокой покрывали фрагменты дерева с трещинами, сучками); выше – красочный слой, сверху защитный слой – лак и поверх лака загрязнения (пыль, соединившаяся с лаком и т.д.). Все слои и части икон подвержены разрушениям, причем в разной степени. При реставрации икон реставраторы обязаны принимать во внимание все эти слои.
Красочный слой – самая нежная часть иконы, он тонок и не выдерживает повышенной влажности, солнечного света, перепада температур и т.д. При этом слабое место – это даже не сам слой, а пространство между ним и левкасом.
Реставрация иконы начинается с её исследования. Если есть утраты (сколы, трещины, отслоения), слои иконы проклеиваются и восстанавливаются. После чего восстанавливается письмо – там, где нужно мастер делает тонировки, в каких-то местах пишет заново целые куски. После чего доделываются фрагменты, такие как надписи на полях или позолота. После реставрации икона покрывается специальными лаками.

При изготовлении колеров нужно постоянно учитывать приёмы древних живописцев: их умелое использование различных по величине помолов пигмента (применение крупных белил, крупной киновари и крупного аурипигмента — и тут же, в пределах одной иконы в зависимости от живописного замысла – тончайшее измельчение этих же пигментов).

Этапы работ реставрации икон
Последовательность этапов может меняться
• Укрепление красочного слоя и/или левкаса
• Расчистка – удаление старых лаков, загрязнений, следов бытования
• Восстановление утрат левкаса
• Восстановление утрат позолоты
• Восстановление или тонировка утрат живописи
• Консервация (покрытие защитным лаком)

Материалы для реставрации икон
Реставрационные материалы для икон можно разделить на три части: материалы для удаления старых загрязнений и лаков, материалы для укрепления, краски и материалы для консервации.
• Пинен – распространенный и сбалансированный растворитель для удаления старых лаков и загрязнений; вместе с ним или отдельно могут использоваться: водка или спирт
• Осетровый клей – один из сильнейших органических клеев
• Темперные краски или масляные, в зависимости от того чем написана икона. Иногда тонировки по темпере делают акварелью, так как последняя легко удаляется в дальнейшем
• Растворитель и связующая основа для нужных красок. Например, яичный желток для темперы или скипидар для масляных.
• Лак – для консервации используются разные лаки, чаще характерные для живописи.

Икона в Православии
Икона (от др.-греческого «образ», «изображение») – в христианстве (главным образом в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий церковной истории, являющихся предметом почитания, закрепленных догматами Седьмого Вселенского собора 787 года.
В искусствоведении иконами называются изображения, выполненные в рамках восточно-христианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведенным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.
Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

углач2

углач3