В минувшее воскресенье в администрации Сенгилеевского района прошел круглый стол по вопросам организации и функционирования национального парка «Сенгилеевские горы». Сроки создания национального парка опять отодвигаются – возникли проблемы с частными участками, которые предполагалось включать в границы национального парка.
После круглого стола делегация из представителей «ВНИИ Экология», нацпарков, администрации района и областного министерства экологии отправилась обозревать красоты местной природы и обедать, а мы поехали вглубь массива, в котором планировалось создавать национальный парк, а затем изучать документы.
Окончательные предполагаемые границы национального парка вместе с обоснованием необходимости его создания область представила в федеральное министерство природы в конце 2012 года. Согласно письму в министерство, национальный парк должен был включать в себя весь массив между линией «Артюшкино — Кротково» и Сенгилеем, а также прибрежный участок лесостепей до Шиловки и Русской Бектяшки с участком существующей особо охраняемой природной территории вблизи села Вырастайкино.
Министерство природы с предложением согласилось. Разработка проекта национального парка в рамках государственного задания была поручена в рамках гос.задания ФГБУ «ВНИИприроды» (переименованное затем во «ВНИИ Экология»).
До детального проектирования ВНИИ не добралось до сих пор. Дело в том, что существующей детально проработанной методики создания национальных парков до сих пор не существует. Основа проектирования, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», был принят еще в 1995 году и к настоящему моменту серьёзно устарел. Министерство природы вынуждено постоянно принимать новые и новые рекомендации по проектированию, на которые и ориентируются разработчики.
Как признал на прошедшем круглом столе главный эколог области Дмитрий Федоров, месторождения на территории национального парка поставили бы на нем крест.
Одной из таких рекомендаций, фиксирующих позицию министерства, на момент начала проектирования оказалась рекомендация о недопущении нахождения в границах национального парка месторождений. А таковых оказалось несколько: месторождения цементного сырья Бутырская гора и Сенгилеевское, среди прочего включающие в себя горы Лысуха и Гранное ухо, месторождение песка «Банный остров», Каранинское месторождение песчаников, лицензионный участок «Татнефти» на левом берегу Волги и месторождение углеводородов Лапшанское. В случае, если все эти участки исключить из границ национального парка, то его площадь сократилась бы на более, чем 8000 Га, то есть почти на треть. Впрочем, как признал на прошедшем круглом столе главный эколог области Дмитрий Федоров, месторождения на территории национального парка поставили бы на нем крест. В качестве примера приводилось Лапшанское месторождение, расположенное практически в центре лесного массива. В случае его разработки, которая потянет за собой установку буровых, строительство подъездных путей и так далее, национальный парк раскололся бы на две половины, разделенные к тому же участком с высочайшей антропогенной нагрузкой.
Особая история — заволжские участки недр, включающие в себя весь лесной массив от Тургеневских островов до Белого Яра, а также сами острова. Исключение этих участков из границ национального парка равносильно полной потери его левобережной части.
Не лучше ситуация сложилась и с наиболее важными в ландшафтном отношении видовыми точками — горами Лысуха и Гранное ухо, которые тоже оказались месторождениями сырья. Понятно, что при их разработке ландшафтная составляющая национального парка утрачивается.
Кроме того, в августе прошлого года в министерство природы обратилось ООО «УКСМ», владеющее лицензией на разработку участка недр около проектируемого национального парка вблизи деревни Алешкино. Суть запроса сводилась к просьбе увеличить границы геологического отвода и включить в него участок леса, попадающий в границы национального парка. С другой же (северной) стороны национального парка началось строительство Шиловского мелового завода.
В случае, если бы ситуация решалась «в лоб» путем исключения из границ парка всех спорных участков, от национального парка остался бы куцый кусок меж карьеров и нефтяных вышек.
Несложно понять, что в случае, если бы ситуация решалась «в лоб» путем исключения из границ парка всех спорных участков, от национального парка остался бы куцый кусок меж карьеров и нефтяных вышек безо всяких гор (которые, как участки месторождений, можно было бы разрабатывать) и вообще без левобережной части. Понятно, что в этом случае национальный парк полностью потерял бы всяческий смысл. Наоборот, впору было бы обозначать территорию как какой-нибудь кластер разработки недр.
Но этого не случилось благодаря позиции проектировщиков и федерального министерства природы. Сначала был дан отрицательный ответ на обращение ООО «УКСМ». Разработчики проекта посчитали дальнейшее сокращение площади парка нецелесообразным и не согласовали увеличение площади карьера.
Затем, в октябре прошлого года, на специальном совещании у министра природных ресурсов РФ с участием губернатора Ульяновской области и представителей ВНИИ было достигнуто соглашение о снятии статуса с федеральных объектов недр, что привело к тому, что в мае этого года Роснедра списали Лапшанское месторождение.
Одновременно велась работа и на региональном уровне. В конце 2013 года решением регионального министерства с/х и экологии были сняты с баланса месторождения песков «Банный остров» и Каранинское, а из месторождений цементного сырья исключены горы Лысуха и Гранное ухо. Кроме того, именно область стала договариваться с Татнефтью об отказе от части лицензионного участка, включающей в себя весь Белоярский бор. Нефтяники дали согласие и на это, но изменения в условия лицензии не были поддержаны Роснедрами. Как написано в ответе Губернатору Ульяновской области: «из-за несовершенства нормативной базы». Впрочем, как стало понятно после прошедшего круглого стола, это не является серьезной проблемой, так как лицензия у Татнефти истекает в 2016 году. То есть достаточно подождать, что неизбежно и без окончательного решения вопроса с Татнефтью.
Шансы на то, что в этом году будут окончательно согласованы границы парка и проведены хотя бы публичные слушания, близки к нулю.
В 2013 году неоднократно на региональном уровне заявлялось, что уже в 2015 году будет сформирована дирекция национального парка. Сейчас понятно, что этого не произойдет. Более того, шансы на то, что в этом году будут окончательно согласованы границы парка и проведены хотя бы публичные слушания, близки к нулю. И проблема не только в Роснедрах, но и в бывших колхозниках.
Представитель ВНИИ Экология, присутствующая на круглом столе, заявила, что основной проблемой для окончательного утверждения границ национального парка являются в настоящий момент собственники паев земель сельскохозяйственного назначения, которые планируется включать в границы парка. В первую очередь речь шла о жителях Шиловки.
Процедура создания национального парка полностью исключает выкуп земельных участков в любом виде.
По словам представителя районной администрации, среди жителей села пошли слухи о возможном выкупе паев в рамках создания национального парка. Именно по этой причине вопросы оформления земли тормозятся.
Согласно существующей нормативной базе, процедура создания национального парка полностью исключает выкуп земельных участков в любом виде. По этой причине единственный способ — договариваться, благо нахождение на землях национального парка не накладывает серьезных ограничений на использование земель с/х назначения. Но есть одно но — попадание в границы национального парка исключает перевод земель в другую категорию, а в случае капитального строительства требует дополнительного согласования в федеральном министерстве природы.
По словам областных экологов, степные земли около Шиловки, включенные в настоящий момент в границы особо охраняемых территорий, крайне важны для сохранения биоразнообразия будущего национального парка. Именно по этой причине и рассматриваются различные варианты их включения в границы парка.
Хотя можно было обойтись и без этого, просто исключив их из границ, как это и произошло с большинством других участков в границах национального парка, находящихся в долгосрочной аренде или в собственности. По словам представителя проектировщиков, все эти участки в границы входить не будут.
Интерес к аренде леса под строительство поместий вблизи Белого яра проснулся у уважаемых людей именно в конце прошлого года, когда стала ясна (после совещания губернатора с федеральным министром) позиция Татнефти.
И речь не только о паевых землях с/х назначения, но и о других участках. Так, в границы национального парка не попадает более 200 Га леса, арендованного в конце прошлого года под выпас животных недалеко от Тушны леса, хутор Лапшанка, превращенный ныне в поместье людей, связанных (по словам представителя туристического клуба) со структурами «Висмос», а также целый ряд участков леса в Белоярском лесничестве, арендованных под рекреационную деятельность.
Интересно, что интерес к аренде леса под строительство поместий вблизи Белого яра проснулся у уважаемых людей именно в конце прошлого года, когда стала ясна (после совещания губернатора с федеральным министром) позиция Татнефти.
В ноябре 2014 года после ряда обжалований (частично удовлетворенных) в антимонопольную службу состоялся аукцион областного министерства с/х и экологии на котором было разыграно четыре участка леса в водоохранной зоне Волги в границах проектируемого национального парка, каждый площадью в 8-18 соток. Победителями аукциона стали известные в Ульяновске люди — Андрей Бурмистров, Сергей Козлов, Эсхат Маликов и Рустам Орлов. Все эти участки, как и другие арендованные леса, в границы национального парка не попадают.
Думается, что никто не удивится, если подобная практика на волне затягивания проектирования национального парка будет продолжена, благо никаких рычагов давления на желающих обзавестись личным поместьем в окружении национального парка сейчас у области нет.
Местным жителям явно не понравятся накладываемые ограничения, которые не позволят пользоваться природой так, как раньше.
Впрочем, земель с/х назначения, планируемых для включения в границы парка, подобная практика коснуться не может из-за их попадания в границы существующих ООПТ и из-за сложности и рисков для районных властей изменения назначения участков. В этой связи интересным оказался опыт представителей национального парка «Хвалынский», которые рассказали на круглом столе о том, что вокруг парка была создана достаточно большая защитная зона, которая, хоть и не была включена в непосредственные границы парка, но позволила применять определенные ограничения на хозяйственную деятельность. Вполне может быть, что нечто подобное будет избрано и для решения проблемы с с/х землями около Шиловки, чтобы не вызвать серьезного противостояния местных жителей.
Оба приглашенных представителя национальных парков из соседних регионов в отношении возможного неприятия жителями создания национального парка были единодушны — этого не избежать. По их словам, местным жителям явно не понравятся накладываемые ограничения, которые не позволят пользоваться природой так, как раньше. В этой связи общественные слушания могут оказаться достаточно скандальными, что признал и главный эколог области. По мнению представителей региональных властей, наибольший негатив ожидается на слушаниях в Сенгилеевском районе, на территории которого располагается большая часть национального парка. Кроме того, слушания должны будут пройти еще и в Новоульяновске и в Чердаклинском районе. Но до этого надо еще дожить, хотя уже сейчас очевидно, что если границы парка будут согласованы, то слушания в любом случае станут формальностью. После стольких приложенных усилий на федеральном уровне другого уже не дано.