С каждым годом малый и средний бизнес играют всё более заметную роль в развитии региона. Это проявляется и в растущей численности данного сектора, и в его доле в ВРП, и, конечно, активности самого предпринимательского сообщества.

Со своей стороны региональная власть создала все условия, чтобы бизнес сам мог участвовать в формировании комфортной и современной предпринимательской среды. И мы видим достойные результаты. За 10 лет количество всех субъектов малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области выросло почти на треть и сегодня стремится к 30 тысячам. Десять лет назад число занятых на малых предприятиях составляло всего 44 тыс. человек или меньше 8%. Сегодня малый и средний бизнес даёт порядка 110 тысяч рабочих мест или 18% от всей занятости в экономике.

Показательно, что и сейчас малый и средний бизнес продолжает расти. Так, в 1 квартале 2015 года в Ульяновской области зарегистрировано 1759 новых субъектов малого и среднего предпринимательства. Создано 3230 рабочих мест.

Налоговые платежи в консолидированный бюджет Ульяновской области от малого и среднего предпринимательства также превысили плановые значения и выросли по отношению к 1 кварталу прошлого года более чем на 2%, а платежи по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения – в 1,5 раза.

В то же время нельзя сказать, что ситуация для малого и среднего бизнеса сейчас совсем безоблачная. Проблемы есть, и главной из них, пожалуй, является падение объёмов кредитования. В 1-ом квартале 2015 года эта и так небольшая цифра сократилась на 35% (!) и составила 5,6 млрд. против 7,8 млрд. за 1 квартал 2014 года.

Хочу отметить, что правительство со своей стороны уже приняло меры для исправления ситуации. Начиная с апреля, были открыты программы субсидирования процентной ставки по кредитам – ¾ ключевой (!) ставки, причем не сегодняшней, а по состоянию на 1 января, т.е. из расчета 17%. Мы компенсируем первый взнос по лизингу для модернизирующихся и развивающихся предприятий, предоставляем льготные займы по линии нашей Корпорации по развитию предпринимательства под 10% годовых.

Это было нашим принципиальным решением – сохранить подобную льготную ставку. Около 90 млн. рублей мы предоставили малым предприятиям в самый тяжелый период зимы. Половину из этой суммы получили небольшие фермерские хозяйства на весенне-полевые работы под 8,5%(!).

Мы и дальше будем наращивать объемы финансирования этого направления. Так, для предприятий, заходящих с новыми производствами в наши муниципалитеты, мы будем компенсировать приобретение нового оборудования, а пороги микрофинансирования увеличим с 1 до 3 млн. рублей.

Мы идём на такие решения, потому что уверены – ульяновскому бизнесу есть куда расти. Есть энергия, инициатива, ответственность, серьёзный настрой и желание развиваться. И очень здорово, что нам удалось прийти к такому формату сотрудничества и диалога между бизнесом и властью, который позволяет постоянно находить новые возможности и резервы для роста.

И это в очередной раз подтверждено итогами последней региональной недели предпринимательской инициатив: сформулирован ряд новых предложений в федеральные министерства и ведомства.
Назову основные из них:
– первое – об отмене обязанности по установке тахографов на транспортные средства, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в сельских районах. Стоимость тахографа для субъектов, работающих в сельской местности и располагающих скромным автопарком, зачастую просто неподъёмная.
Стоит отметить, что данная инициатива уже оформлена в виде поручения Правительства Российской Федерации.
– вторая инициатива – отменить приказ Росалкогольрегулирования, обязывающий вести и хранить не менее 5 лет на каждом торговом объекте журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
– третья – смягчить требования к проведению аттестации рабочих мест и обучению правилам пожарной безопасности: отменить их вовсе или увеличить периодичность прохождения обучения;
– четвертое предложение – отменить обязательную дорогостоящую процедуру по ежегодной замене Электронной контрольной ленты защищенной для организаций с годовым оборотом менее 10 млн. рублей.
– пятое – изменить порядок определения размера стоимости лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Действующие правила устанавливают единую стоимость лицензии и для крупных сетей и для мелкой торговли. Предлагается устанавливать стоимость лицензии в зависимости от числа жителей населённого пункта и количества торговых объектов.
– шестое – предлагаем освободить субъекты малого социального бизнеса от платы за использование прав интеллектуальной собственности (в частности, музыкальных произведений) в отраслях общественного питания, спорта и туризма.

Я уже подписал соответствующие инициативные письма в адрес наших федеральных коллег. Уверен, что эти инициативы будут поддержаны широким кругом предпринимателей по всей России и отраслевыми общественными объединениями.

Предложения ульяновского бизнеса уже неоднократно получали одобрение на федеральном уровне и приводили к необходимым законодательным изменениям. Так и на последнем Госсовете по вопросам развития малого и среднего бизнеса прямо или косвенно наши идеи вошли в итоговые конкретные поручения.
Первое. По вопросу недопущения роста налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Мы считаем недопустимым переходить на исчисление налога на имущество организаций малого бизнеса, находящихся на упрощенке, на основе кадастровой стоимости в отношении отдельных видов недвижимого имущества.
Второе. По поводу увеличения норматива отчислений в местные бюджеты налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения. Я дал поручение подготовить соответствующие предложения по законопроекту о передаче с 2016 года на уровень муниципальных районов части этого налога.
Третье. Имеется и большой блок поручений, которые не адресованы напрямую органам власти субъектов Федерации. По многим из них мы тоже могли бы усилить свою работу. В том числе по вопросу реализации национальной системы банков развития малого и среднего предпринимательства, создания для самозанятых граждан условий ведения предпринимательской деятельности в упрощенной форме и многим другим темам.

Мы утвердим специализированный орган нашей правительственной комиссии, который будет заниматься анализом и контролем всех этих полезных решений.

И еще об одной теме хотел бы упомянуть. Это реформирование системы контрольно-надзорной деятельности. На площадке ТПП я озвучивал наши региональные инициативы, наше видение того, как должна строиться работа контрольно-надзорных органов в отношении бизнеса.
Повторю их:
Первое. Законодательное закрепление разнообразных согласительных процедур между проверяющими ведомствами и бизнесменами, которые бы позволяли проводить детальный «разбор полетов» (какое зафиксировано нарушение, по каким причинам, что необходимо делать, чтобы его устранить) и устранять выявленные нарушения без существенной угрозы для бизнеса. На уровне региона такая практика у нас уже имеется.
Второе. Внесение изменений в законодательство, позволяющих вводить санкции в виде предупреждений, которые бы стали альтернативой штрафам.
На уровне региона мы уже готовим изменения в Закон Ульяновской области 16-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях». Это глава 2 (статьи 8.1-8.4), касающаяся административных правонарушений в сфере благоустройства, в части добавления по указанным статьям ответственности в виде предупреждения. Аналогичные изменения по вопросам благоустройства рекомендованы и на муниципальном уровне.
Более того, Правительство Ульяновской области совместно с органами регионального государственного контроля и надзора (всего 8 ведомств) подготовили полный список статей Кодекса об административных правонарушениях, по которым целесообразно ввести дополнительную санкцию – предупреждение – ввиду либо малозначительности нарушений, либо в связи с их периодичностью (совершено нарушение впервые или имеет системный характер).
Третье. Законодательное исключение наложения штрафов при проведении первичных проверок. Считаю, что надо обязать уполномоченные органы выдавать только предписания об устранении выявленных недостатков. В таком случае проверяющие органы при проведении первичных проверок будут выполнять, прежде всего, профилактическую функцию.
Четвертое. В случае если в ходе проведения плановой проверки в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства не выявлено нарушений, этот субъект не подлежит включению в план проверок в течение 3 лет с момента проведения плановой проверки. Такая мера, по-нашему мнению, позволит повысить уровень доверия бизнеса к контролирующим органам.
Пятое. В случае, когда мы имеем дело с внеплановыми и специализированными проверками, следует выносить решение о санкциях только по основанию проведения проверочного мероприятия. Должен действовать принцип: одно основание – одна проверка.

Министерством экономического развития области уже подготовлен план мероприятий по реформированию контрольной (надзорной) деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области.
Согласно ему наши предложения в проект федерального закона «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации» должны быть направлены до 4 июня. Это первый шаг.
Также в ближайшие месяцы будет проведена большая аналитическая работа, которая позволит нам оценить степень риска по разным направлениям и отраслям, определить необходимую периодичность проверок и оценить, насколько нужны нам громадные штрафы по целому ряду нарушений. Предстоит и большая работа по внесению изменений в законы и нормативные правовые акты Ульяновской области, регулирующие контрольно-надзорную деятельность.

Убежден, что все это поможет нам всем вместе в максимально короткие сроки выстроить работу по улучшению делового климата в регионе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.